Амадо [Amado Nervo, 1870—1919] — мексиканский поэт. Испытав влияние французских символистов, Н. выступил в 90-х гг. прошлого столетия со сб. стихотворений «Черные жемчужины» (Perlas negras), полным мистических переживаний, мотивов
25 умирания и потусторонних тайн. Затем последовали сб. «Poemas» [1901], «El exodo y las flores del camino» (Исход и подорожные цветы), «Lira heroica» (Героическая лира, 1902), «Los jardines interiores» (Внутренние сады, 1905). В дальнейшем мистика уступила место психологическому импрессионизму, под знаком которого выпущены собрания стихов «En voz baja» (Вполголоса, 1909) и «Serenidad» (Безмятежность, 1914). Наконец третий этап поэтической деятельности Н. отмечается проповедью аскетизма: сб. «Elevacion» (Возвышенность, 1917), «Plenitud» (Полнота чувств, 1918) и «El estanque de los lotos» (Пруд лотосов, 1919), в к-ром сильно чувствуется влияние буддийского пантеизма. Поэзия Н. уводит так. обр. в мир философских отвлечений и утонченного психологизма. Следуя за Рубеном Дарио ( см .), Н. явился представителем буржуазной реакции эпохи империализма в своеобразных условиях полуколониального развития Мексики. Он — идеолог той части буржуазной интеллигенции, к-рая, отступив перед проблемой национально-освободительной и крестьянской революции, подпала под влияние европейского декаданса. Проза Н. — романы и рассказы: «El Bachiller» (Баккалавр), «Eldomador de almas» (Укротитель душ) и др. — характеризуется своеобразным сочетанием натуралистической техники и мистических концепций, что сближает Н. с Эдгаром По, с к-рым у него имеется много общего. Библиография: I. Собр. сочин., 28 тт., под ред. Alfonso Reyes, Madrid, 1920—1922. II. Rangel С., La poesia de ideas en Dario y Nervo, «Cultura Venezolana», 1923, VI; Estrada G., Poetas nuevos de M?xico, M?xico, 1916; Dario K., Amado Nervo, сб. «Cabezas», Madrid, 1922; Puig Casauranc I. M., Paginas viejas con ideas actuales, M?xico, 1925. К. Державин