Значение слова МУЗЫ в Литературной энциклопедии

МУЗЫ

божества греческой религии, олицетворявшие поэтическое и музыкальное вдохновение. В основе представлений о М. лежат верования хтонической религии, видевшей источник всякого вдохновения и таинственного знания в подземных и водных силах. М. мыслятся в тесной связи с горными ключами, будь то в Пиерии (отсюда эпитет — Пиериды) или в Беотии, на Геликоне, где находятся источники Гиппокрена и Аганиппа, у реки Пермесса (впоследствии и на Парнасе с источником Касталией). Они представляют собой фигуры, родственные нимфам. Как олицетворение поэтического и музыкального вдохновения, которое отождествлялось с пророческим вдохновением, М. первоначально представлялись единым божеством («Илиада» и «Одиссея» открываются традиционным обращением к М. как таковой). Впоследствии число их было доведено до трех, а потом до девяти. Для эпического поэта М. является источником его «знания» о воспеваемых им событиях; от М. он получает дар песнопения. В «Теогонии» Гезиода М. являются дочерьми Зевса и Мнемозины («Памяти» — олицетворения воспоминаний о прошлом как основном предмете поэтической саги). Религия Аполлона ( см. ) также вводит М. в свой круг. Аполлон становится «предводителем» М. (Мусагет). М. являлись также покровительницами знания: Геродот озаглавил свой исторический труд «М.» и разделил его на 9 книг, присвоив каждой наименование одной из М. (как впоследствии Гёте в «Германе и Доротее»). Необразованный человек назывался немусическим (?musos), и школа была поставлена под покровительство М. Однако в религии и особенно в мифологии роль М. не велика. Представление о М. использовалось гл.

526 обр. поэтами и художниками. В результате потребности изобразительного искусства в индивидуализированном воплощении каждой из девяти М. они были в эллинистическую эпоху диференцированы по отдельным видам искусства словесного, музыкального и хореографического, хотя подобная специализация не была дана традицией и никогда не получила общеобязательного признания. В позднейшей античности с именами М., канонизированными Гезиодом, обычно соединялись следующие представления об их функциях: 1. Каллиопа («Красиворечивая») — героический эпос; 2. Клио («Славящая») — история; обе М. изображались со свитком или диптихом (складной дощечкой для писания) в руках; 3. Урания («Небесная») — астрономия, дидактический эпос, атрибут — глобус; 4. Эвтерпа («Прекрасноуслаждающая») — музыка, элегическая поэзия, атрибут — флейта; 5. Эрато («Приятная») — лирика, атрибут — лира; 6. Терпсихора («Усладительнотанцующая») — хорическая лирика, пляска, атрибут — кифара; 7. Мельпомена («Пляшущая») — трагедия; 8. Талия («Цветущая») — комедия, атрибуты — трагическая и комическая маски; 9. Полигимния («Многопоющая») — пантомима или красноречие; изображалась без определенного атрибута, закутанная в плащ. У римлян М. соответствовали Камены. Антикизирующая лит-ра нового времени охотно пользовалась именами М. и названиями гор и источников, у к-рых М. были локализованы, как поэтическим орнаментом. И. Троцкий

Литературная энциклопедия.