Значение слова МУЗЫ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

МУЗЫ

В греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины. Музы — богини поэзии, искусств и наук, девять сестёр, рождённых в Пиэрии и носящих имя «олимпийские» (Неs. Theog. 52—54, 915—917; Hymn. Hom. III 429 след.). Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания; все они, за исключением Урании («небесная») и Клио ("дарующая славу"), указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Эти олимпийские Музы восходят к архаическим Музам — хтоническим существам. По сообщению Павсания, первыми, кто почтил Муз и принёс им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады — От и Эфиальт. Они ввели культ Музы и дали им имена, считая, что Музы только три: Мелета («опытность »), Мнема («память»), Аойда («песня»). С течением времени из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого была названа гора), он установил число Муз (девять) и дал им имена. Поэт Мимнерм утверждал, что были старшие Музы — дочери Урана (неба) и Геи (земли) и младшие — дочери Зевса (Paus.. IX 29 1 —

О хтоническом прошлом Музы свидетельствует также то потомство, которое Музы , будучи дочерьми земли Гея, рождали и от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы [(Strab. X 3, 19), по другой версии,— от Талии и Аполлона (Apollod. I 3, 4)] родились корибанты. Детьми зооморфического Зевса-коршуна и Талии были сицилийские палики. От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаются сирены — миксантропические чудовищные существа, своим пением привлекающие путников и пожирающие их (Apollod. I 3, 4). Архаические Музы назывались «бурные», «неистовые» (греч. thoyrides, одного корня с лат. furia), как об этом сообщает Гесихий (v. thoyrides). Музы именовали кормилицами Диониса (Eustath. 1816, 4) и спутницами его странствий (Diod. IV 4), подобно менадам. Музы и менады иногда ставятся в один ряд (напр., царь Ликург был наказан Дионисом за преследование менад и Музы , Soph, Antig. 962 след.). В геликонской надписи сопоставляются Терпсихора и Дионис Бромий, ей присущи дар вдохновения и плющ, ему — умение чаровать и флейта. Орфей, установивший мистерии Диониса, сын Каллиопы и Эагра (Apollod. I 3, 2 — 3). Певец Лин, сын Каллиопы (или Урании) и Амфимара, сына Посейдона. Бурных и экстатических Муз возглавлял Дионис Мусагет — «водитель Музы ». Диониса Мельпомена (CIA III 274) почитали в Ахарнах (Paus. I 31, 6), он, подобно Аполлону, вел за собой хороводы (I 2 , 5|. Музы жестоки и сурово наказывают каждого, кто осмелится с ними соперничать. Они ослепили и лишили дара пения и игры на кифаре Фамирида (Apollod. I 3 , 3).

Олимпийские Музы классической мифологии — дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов — Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, т. е. они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические Музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Неs. Theog. 1-103).

Функции Музы постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в эллинистическую эпоху Музы превратились в символические образы: Эрато — Муза лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Каллиопа — Муза эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио — Муза истории с теми же атрибутами, Мельпомена — Муза трагедии с трагической маской и венком из плюща, Полигимния — Муза серьёзной гимнической поэзии, Терпсихора — Муза танца с лирой и плектром, Талия — Муза комедии с комической маской, Урания - Муза астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают Музы обычно под водительством бога искусств Аполлона, получившего имя Мусагет (I 2, 5).

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.