Значение МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ: КАСТОР И ПОЛИДЕВК в Словаре Кольера

Что такое МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ: КАСТОР И ПОЛИДЕВК

К статье МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ

В греческой мифологии, герои, иногда называемые также Диоскурами, т.е. "сынами Зевса". Римская форма имени Полидевка - Поллукс. Согласно одной из версий предания, Кастор был сыном Тиндарея и Леды, а Полидевк - сыном Зевса и Леды; согласно другой версии, они были близнецами, сыновьями Зевса и Леды. Почитались как божества мореплавателями, которым являлись в виде огней св. Эльма. Кастор славился как укротитель коней, а Полидевк как кулачный боец. Они спасли свою сестру Елену, когда она еще ребенком была похищена Тесеем; принимали участие в Калидонской охоте и в плавании аргонавтов, в ходе которого победили Талоса, медного великана с Крита. Когда Кастор был убит в бою с Идасом и Линкеем, Полидевк взмолился о смерти, и Зевс разрешил им поочередно пребывать в Аиде или чередовать пребывание в Аиде и на Олимпе. Впоследствии они были отождествлены с созвездием Близнецов. Согласно легенде, Кастор и Поллукс сражались на стороне римлян в битве при Регилльском озере (496 до н.э.) и принесли весть о победе в Рим. Им был посвящен храм на Форуме, известный как храм Кастора.

КЕНТАВР, в греческой мифологии, существо с телом коня, человеческим торсом и головой. По преданию, кентавры были потомками Иксиона и Нефелы и обитали в горах Фессалии и Аркадии; все они, за исключением Хирона и Фола, были дикими и буйными существами. Одно из самых известных деяний кентавров - попытка похитить Гипподамию, невесту царя лапифов Пирифоя; в сражении с лапифами кентавры были разбиты.

КЕРБЕР, латинизированная форма Цербер, в греческой мифологии, пес, стерегущий врата подземного царства. Обычно Кербер изображался с тремя головами и змеиным хвостом; согласно Гесиоду, у него было пятьдесят голов. Один из подвигов Геракла состоял в том, чтобы доставить Кербера из Аида на землю.

КИБЕЛА, древняя богиня, известная римлянам как Великая матерь или Матерь богов. Оргиастический культ Кибелы, осуществлявшийся жрецами-евнухами, процветал во Фригии, откуда распространился в Грецию и Рим. В Греции Кибела была отождествлена с Реей, матерью олимпийских богов. В Риме официальный культ Кибелы был учрежден в 204 до н.э.

КИКЛОПЫ, латинизированная форма - циклопы, в греческой мифологии, одноглазые великаны. У Гомера киклопы - это племя обитающих в пещерах разбойников-пастухов; один из них, Полифем, сожрал нескольких спутников Одиссея. Согласно Гесиоду, киклопы, которых было всего трое - Бронт, Стероп и Арг, были титанами, детьми Урана и Геи; заключенные в Тартар своим отцом, они были освобождены Зевсом и помогали ему в борьбе с Кроном и другими титанами. По одному из преданий, они были убиты Аполлоном за то, что изготовили перун, насмерть сразивший Асклепия. В позднейших легендах киклопы изображаются подручными бога огня Гефеста, работающими в его кузнице на Лемносе.

КИРКА (латинизированная форма - Цирцея), в Одиссее Гомера, волшебница, дочь Гелиоса и Персеиды, сестра колхидского царя Ээта. Жила на острове Эя, население которого обратила в животных. Когда на остров приплыл Одиссей и отправил часть своих спутников во дворец Кирки, она превратила их всех, за исключением Эврилоха, в свиней. Сам же Одиссей получил от Гермеса волшебную траву, предохранявшую его от колдовских чар, и благодаря этому смог безнаказанно вступить в любовный союз с Киркой и принудить ее вернуть человеческий облик своим спутникам. После этого Одиссей прожил с ней год, а затем она отправила его к Тиресию в Аид, чтобы он узнал о своей судьбе, и дала ему наставления относительно дороги домой. По преданию, от Одиссея у Кирки родился сын Телегон.

КОНКОРДИЯ, римская богиня, олицетворение мира и согласия. В Риме в ее честь было выстроено несколько храмов. Ее изображали на монетах в виде женщины, держащей в правой руке оливковую ветвь, а в левой - рог изобилия.

КРОНОС, в греческой мифологии, младший из титанов, сын Урана (Неба) и Геи (Земли). Свергнув Урана, властвовал над землей и небом вместе с Реей, своей сестрой и супругой; его царствование ассоциировалось с "золотым веком". Детьми Кроноса и Реи были Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс. Зная пророчество о том, что его свергнет с престола один из сыновей, Кронос пожирал всех своих детей сразу после рождения; однако младший, Зевс, был спасен Реей, которая отдала Кроносу камень, повитый в детские пелены, а Зевса укрыла на Крите. Когда Зевс возмужал, он с помощью Геи заставил Кроноса изрыгнуть всех проглоченных детей и камень. Затем вместе с Посейдоном и Аидом он восстал против отца. Младшее поколение богов захватило гору Олимп, Зевс получил поддержку со стороны киклопов и сторуких великанов, которых вызволил из Тартара, куда их заточил Уран; Кроноса же поддерживали титаны. В конце концов Зевс одержал победу, и титаны были низвергнуты в Тартар, а один из них, Атлант, был осужден поддерживать небесный свод. Наказания избежал только Прометей, сын титана Иапета и брат Атланта, помогавший Зевсу. Согласно другой версии мифа, Кронос был сослан на острова блаженных, где царствовал над умершими героями. Римляне отождествили с Кроносом Сатурна, которого стали воспринимать как отца богов.

КУПИДОН, или Амур, римский бог любви. Он был не собственным римским божеством, а заимствованным у греков богом Эротом. Римские предания о нем почерпнуты из греческих мифов (как правило, в поздней и более фривольной форме). Римские скульпторы и художники изображали его озорным ребенком, обычно - крылатым и вооруженным луком со стрелой, а не прекрасным юношей, как было принято в греческой традиции.

ЛАОКООН, троянский жрец, предостерегавший сограждан об опасности, которую таил в себе деревянный конь ахейцев. В наказание за это он и двое его сыновей были задушены двумя змеями, насланными разгневанной Афиной. Эта драматическая сцена была запечатлена в 50-30 до н.э. на одной из помпейских фресок, а также в мраморной скульптурной группе родосских ваятелей Агесандра, Полидора и Атенодора, долгое время считавшейся образцом классической греческой скульптуры.

ЛАРВЫ, в римских верованиях, опасные демоны, которым приписывалась способность насылать некоторые виды безумия.

ЛЕДА, в греческой мифологии, дочь этолийского царя Фестия и жена спартанского царя Тиндарея. Была возлюбленной Зевса, явившегося к ней в облике лебедя. Она снесла (или только высидела) яйцо, из которого вышли Кастор и Полидевк (Поллукс); кроме того, она была матерью Елены и Клитемнестры. Отцом Клитемнестры и Кастора был Тиндарей, а Елены и Полидевка - Зевс.

ЛОТОФАГИ, мифический народ, с которым встретился Одиссей на своем пути из Трои на Итаку. У тех, кто попробовал лотоса, пропадало желание возвращаться домой, поэтому выражение "вкусить лотоса" стало означать "впасть в забвение".

МАРСИЙ, в греческой мифологии, фригийский сатир, нашедший флейту, которую изобрела, а затем выбросила Афина. Овладев в совершенстве игрой на этом инструменте, Марсий вызвал Аполлона на музыкальное состязание, победивший в котором мог сделать с проигравшим все, что ему заблагорассудится. Музы присудили первенство Аполлону с его лирой, и бог наказал Марсия, содрав с него живого кожу. По другой версии, судьей был Мидас, решивший спор в пользу Марсия и наказанный за это Аполлоном.

МЕНЕЛАЙ, в греческой мифологии, царь Спарты, сын Атрея и брат Агамемнона, супруг Елены. Когда Парис увез Елену в Трою, Менелай с Агамемноном убедили ахейских вождей присоединиться к их походу против Трои. Менелай отличился как советами, так и ратными подвигами, став одним из героев ахейского войска. При захвате Трои после десятилетней осады он вернул себе Елену. На обратном пути в Спарту его корабль отнесло к Египту, и он долго скитался по Востоку. На Фаросе Протей предсказал Менелаю, что ему не суждено умереть, поскольку боги заберут его живым в Элизий.

МЕНТОР, в греческой мифологии, сын Алкима и друг Одиссея. Покидая Итаку, Одиссей оставил своего сына Телемаха на попечение Ментора. Имя Ментора сделалось нарицательным и стало обозначать мудрого наставника.

МИДАС, в греческой мифологии, царь Фригии, прославившийся своим богатством. За то, что Мидас ласково обошелся со спутником Диониса Силеном, бог предложил ему самому выбрать себе награду. Царь попросил, чтобы все, к чему он ни прикоснется, обращалось в золото, однако, когда в золото начали превращаться его пища и питье, стал умолять Диониса лишить его коварного дара. Мидас избавился от волшебной способности, омывшись в реке Патокл, и с тех пор песок на дне этой реки сделался золотоносным. В другой раз, когда Пан (или Марсий) вызвал Аполлона на музыкальное состязание, Мидас присудил победу Пану, и за это Аполлон наградил его ослиными ушами.

МИНОС, в греческой мифологии, критский царь, сын Зевса и Европы, супруг Пасифаи, отец Андрогея, Ариадны, Федры и других детей. В отмщение за гибель Андрогея в Афинах он потребовал, чтобы афиняне ежегодно присылали семерых юношей и семерых девушек, которые отдавались на растерзание Минотавру, чудовищу, впоследствии убитому Тесеем. Минос был убит на Сицилии, куда он отправился, преследуя Дедала. После смерти он стал одним из судей над умершими в подземном царстве. По-видимому, имя Миноса связано с воспоминанием о царском имени или титуле, существовавшем в эпоху древней критской цивилизации (которую стали называть "минойской"). По свидетельству ряда античных авторов, имя Минос носили два царя, дед и внук, однако это свидетельство никак не отражено в самой мифологической традиции.

МИНОТАВР, в греческой мифологии, чудовище с человеческим телом и головою быка, порождение жены критского царя Миноса Пасифаи и быка, присланного Миносу Посейдоном для жертвоприношения. После того, как Минос отказался принести быка в жертву, Посейдон внушил Пасифае противоестественную страсть к быку, и плод их связи, Минотавр, был заточен в лабиринт, выстроенный для этой цели Дедалом. Ежегодно Минотавру приносились в жертву афинские юноши и девушки, покуда его не убил Тесей с помощью Ариадны.

МНЕМОСИНА, Мнемозина, в греческой мифологии, персонификация памяти, одна из титанид, дочерей Урана, родившая от Зевса девять муз.

МОРФЕЙ, в греческой мифологии, бог сновидений, сын бога сна Гипноса (Сна).

МУЗЫ, в греческой мифологии, богини пения, а впоследствии - и других искусств и наук. Предполагается, что первоначально музы были водяными божествами, однако впоследствии они предстают как дочери Зевса и Мнемосины, олицетворения памяти. Музы родились в Пиэрии, близ Олимпа, и потому иногда именуются пиэридами. Им поклонялись в Пиэрии, а также на горе Геликон в Беотии. Муз обычно насчитывалось девять - Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полимния (Полигимния), Урания и Каллиопа. Перечни противоречат друг другу. Музы обычно наказывали тех, кто осмеливался вступить с ними в состязание (например, в случае с Фамиридом), однако могли быть благосклонными (так, они обучили Орфея игре на лире).

НАРКИСС, Нарцисс, в греческой мифологии, прекрасный юноша, сын речного бога Кефисса и возлюбленный горной нимфы Эхо. Эхо вызвала гнев Геры, что отвлекая ее болтовней, покуда Зевс резвился с нимфами, и богиня наказала ее тем, что оставила ей лишь способность повторять сказанное другими. Наркисс отверг любовные домогательства Эхо, и она истаяла от тоски, так что от нее остался один голос. Однако его самого наказала за это Афродита (или Немесида), внушив ему страсть к его собственному отражению в источнике; он тоже зачах от тоски и был превращен в цветок, который носит его имя. Цветок нарцисса считался символом смерти; по преданию, именно этот цветок последним сорвала Персефона перед тем, как Плутон увлек ее в подземное царство.

НАЯДЫ, в греческой мифологии, нимфы водных потоков (рек, ручьев, родников) и озер. Как и другим нимфам, им приписывали молодость, красоту, любовь к музыке и танцам и пророческий дар.

НЕКТАР, в греческой мифологии, напиток богов (наряду с их пищей - амброзией). По описанию Гомера, нектар напоминал красное вино; подобно амброзии, он имел сладостный аромат и давал бессмертие всем, кто его вкусил. Согласно большинству версий мифа, нектар разливает Геба, богиня юности, хотя в позднейшей традиции эта роль отводится Ганимеду. Иногда античные авторы называют нектар пищей богов, а амброзию напитком.

НЕМЕСИДА, Немезида, изначально - греческое слово, выражающее идею справедливого негодования, человеческого (как у Гомера) или божественного (навлекающего на людей кару за их преступления или дерзость). Немесиду часто отождествляли с богиней аттического города Рамнунт. По одному из мифов, Зевс проникся к ней любовной страстью, она же пыталась спастись от него, принимая облик разных животных. Однако Зевс принимал обличье более резвых или более сильных зверей и в конце концов совокупился с ней в образе лебедя, после чего Немесида снесла яйцо, из которого появились на свет Полидевк и Елена.

НЕРЕИДЫ, в греческой мифологии, 50 дочерей Нерея и Дориды, средиземноморские нимфы. Нереид изображали прелестными девами, оседлавшими дельфинов или тритонов. Самые известные Нереиды: Галатея, в которую был влюблен Полифем, Фетида, жена Пелея и мать Ахилла, и Амфитрита, супруга Посейдона.

НЕСТОР, Нелея и царь Пилоса. Принимал участие в битве лапифов с кентаврами, в Калидонской охоте и в походе аргонавтов, а позже, несмотря на преклонные годы, отплыл вместе с греками к Трое. Осаждавшие Трою почитали его за мудрость, хотя, согласно Гомеру, его советы обычно оказывались напрасными. После падения Трои он возвратился в Пилос, где впоследствии оказал гостеприимство Телемаху, который прибыл с целью разузнать что-нибудь о своем отце.

НИМФЫ, в греческой мифологии, сын в греческой мифологии, волшебные существа, напоминающие эльфов и фей, превосходящие человека продолжительностью жизни, но не бессмертные. Обитали в водоемах, лесах и вообще - вне жилищ человека. Нимфам приписывали красоту и склонность к любовным утехам. Различались отдельные роды нимф. Так, Океаниды были океанскими нимфами, дочерьми Океана; Нереиды, дочери Нерея, были нимфами Средиземного моря; наяды были духами пресных вод - рек, озер, ручьев и источников; горных нимф называли ореадами, а нимф деревьев - дриадами или гамадриадами. На италийской почве с греческими нимфами стали смешиваться некоторые локальные древнеиталийские божества (например, Эгерия).

НИОБА, Ниобея, в греческой мифологии, дочь Тантала и супруга фиванского царя Амфиона. Гордясь своими семерыми сыновьями и семерыми дочерьми (по другим источникам, она имела по двенадцать или по двадцать детей каждого пола), Ниоба похвалялась своим превосходством над Лето, у которой было лишь двое детей. Чтобы отомстить за обиду, нанесенную их матери и покарать Ниобу, эти двое детей, Аполлон и Артемида, сразили своими стрелами всех детей Ниобы. По некоторым версиям, пощады удостоилась только одна из ее дочерей, Хлорида, которая впоследствии сделалась супругой пилосского царя Нелея. Ниоба непрестанно оплакивала своих детей и превратилась в каменный столп на вершине горы Сипил в Лидии, продолжавший источать слезы.

ОДИССЕЙ (лат. Ulixes, Улисс), в греческой мифологии, царь Итаки и один из главных ахейских героев в Троянской войне. Он был сыном Лаэрта (или Сисифа) и Антиклеи, супругом Пенелопы и отцом Телемаха. Не желая участвовать в троянском походе, он, прикидываясь безумцем, запряг в плуг осла и быка и сеял соль. Однако Паламед разоблачил его, поставив перед плугом маленького Телемаха: отвернув в сторону, Одиссей показал, что находится в здравом уме. При Трое Одиссей прославился храбростью, мудростью и хитроумием. Его скитания после захвата Трои, возвращение на Итаку и месть женихам Пенелопы, которые пытались воспользоваться его отсутствием, описываются в Одиссее Гомера. Согласно послегомеровскому преданию, Одиссей был нечаянно убит Телегоном, его собственным сыном от Кирки (Цирцеи).

ОЛИМП, в древности, название нескольких гор в Греции и Малой Азии. Самая известная из них - гора в северной Фессалии, возвышающаяся над долиной Темпе; на ее вершине, согласно греческим мифам, обитали греческие боги. Там у богов, укрытых от человеческих взоров стеной облаков, были собственные дворцы, выстроенные Гефестом, куда они возвращались с наступлением ночи. Начиная с Гомера местом обитания богов наряду с вершиной Олимпа становится небо. Главные олимпийские божества - Зевс, его сестра и супруга Гера, его дочь Афина, родившаяся из его головы; дети Зевса и Геры - Арес и Гефест; дети Зевса и Лето - Аполлон и Артемида; дочь Зевса и Дионы -Афродита; сын Зевса и Майи - Гермес и, наконец, сестра Зевса - Гестия. Обычно к этим десяти богам прибавляли еще Деметру и Посейдона. Геба, дочь Зевса и Геры, была младшим божеством.

ОРАКУЛ, в греческой религии, ответ божества на вопрос смертного, сообщаемый обыкновенно через жреца или жрицу, а также алтарь или храм, где можно было получить подобный ответ. К числу наиболее знаменитых античных оракулов принадлежали оракулы Аполлона на Делосе и в Дельфах, Асклепия в Эпидавре, Трофония в Беотии, Зевса в Додоне и Зевса Аммона в Верхнем Египте. Самым древним из греческих оракулов был додонский, где жрецы истолковывали ответы бога, вслушиваясь в шелест дубравы. Особенностью дельфийского оракула было то, что в жрицу Аполлона - Пифию вселялось божество, когда она восседала на особом треножнике. Вопрошающему сообщались ее речи в трансе - обычно (хотя и не всегда) в форме гексаметров. В религиозных и нравственных вопросах дельфийский оракул пользовался огромным авторитетом во всей Греции; он играл важную роль и в решении политических проблем. Так нызваемые Сивиллины оракулы были внушены Аполлоном. Согласно одной из легенд, начало им было положено, когда женщина по имени Сивилла, жившая в окрестностях Трои, завоевав расположение Аполлона, получила от него пророческий дар. Пророчиц было несколько, и по мере того, как Сивиллины оракулы приобретали известность, стали признавать существование многих сивилл. Самой знаменитой из них была сивилла Кумская, которая продала пророческие Сивиллины книги царю Тарквинию Гордому. Оракулы (за исключением Сивиллиных книг) в Риме были менее популярны, чем в Греции, однако римляне часто предсказывали будущее по ударам грома, полету птиц и другим знамениям или наблюдая состояние внутренностей жертвенных животных. В эпоху поздней Римской империи римляне пытались узнавать будущее, открывая наугад сочинения Вергилия; эта практика была названа "Вергилиевыми гаданиями".

ОРЕАДЫ, в греческой мифологии, нимфы гор и гротов. Одной из самых известных ореад была Эхо, которую Гера лишила голоса, оставив ей лишь способность вторить другим, и которая была безответно влюблена в Наркисса.

ОРЕСТ, в греческой мифологии, сын Агамемнона и Клитемнестры, брат Электры и Ифигении. Когда его отец был убит Клитемнестрой и Эгисфом, Ореста спасла от гибели Электра (или его кормилица), и он был тайком доставлен к царю Фокиды Строфию, где рос, подружившись с сыном царя Пиладом. Впоследствии, возвратившись в Аргос вместе со своим другом, Орест отомстил за смерть отца, убив Клитемнестру и ее любовника, однако в наказание за это был лишен рассудка, и эринии преследовали его из страны в страну, пока, наконец, в Афинах его проступок не был прощен. Позднее он стал царем Микен и Аргоса и женился на Гермионе, дочери спартанского царя Менелая, прежде убив ее мужа.

ОРИОН, в греческой мифологии, беотийский великан и охотник, обладавший красотою и даром волшебника. Он полюбил Меропу, дочь Ойнопиона, и, не получив от отца девы согласия на немедленный брак, обесчестил ее. За это Ойнопион его ослепил, однако оракул возвестил, что к нему возвратится зрение, если его очей коснутся лучи восходящего солнца. Орион отправился на Лемнос, где Гефест дал ему в провожатые Кедалиона, чтобы тот указал ему путь к восточному краю света. После того как к нему, во исполнение пророчества, вернулось зрение, он стал охотником в свите Артемиды. Существует несколько версий мифа о его смерти: 1) он был ужален скорпионом; 2) он был убит Артемидой, когда влюбившаяся в него Эос попыталась похитить его; 3) его любила сама Артемида, которая нечаянно убила его, когда Аполлон предложил ей поразить стрелой цель в море, оказавшуюся головой плывущего Ориона; 4) Артемида убила его, когда он попытался овладеть ею. После смерти Орион был помещен на небосвод, где он предстает великаном с мечом, палицей, поясом и львиной шкурой. Подле него находится его пес Сириус (давший имя звезде). По одной из версий, он преследовал Плеяд, которые, как и он, были превращены в созвездие и с тех пор продолжают свое бегство от него по небосводу.

ОРФЕЙ, в греческой мифологии, прославленный фракийский певец, сын Эагра (или Аполлона) и музы Каллиопы. Аполлон подарил ему лиру, игре на ней Орфея обучили музы. Своей музыкой он очаровывал не только диких зверей, но даже камни и деревья. Орфея считали предсказателем и провидцем, культурным героем, родоначальником мистического течения - орфизма, ему приписывалось авторство многих орфических гимнов. Он принимал участие в походе аргонавтов и своим пением помог им не поддаться чарам сирен. Особой известностью пользуется рассказ об Орфее и Эвридике. Вскоре после свадьбы Эвридика, спасаясь бегством от пастуха Аристея, была ужалена змеей и умерла. Убитый горем Орфей, решил спуститься в Аид. В подземном царстве он до такой степени очаровал Персефону своей музыкой, что та позволила Эвридике последовать за ним на землю на условии, что Орфей не будет оглядываться на Эвридику, пока они не покинут подземный мир. Однако Орфей, не в силах превозмочь любовь и тревогу, оглянулся, когда они уже приблизились к выходу из Аида, и Эвридика исчезла. Орфей оплакивал ее смерть. Фракийскими женщинами он пренебрегал, и это приводило их в такую ярость, что в конце концов они растерзали Орфея во время дионисийских оргий. Лира Орфея стала созвездием Лиры.

ПАН, в греческой религии, бог лесов и полей, стад и пастухов. Первоначально был местным божеством в Аркадии, оставшейся главным центром его почитания. Он не был непосредственно связан с кругом олимпийских богов, поэтому рассказы о его происхождении расходятся и противоречат друг другу. Отличительной чертой Пана была его похотливость. Когда нимфа Сиринкс, спасаясь от него бегством, была превращена в тростник, он разрезал стебель этого тростника на части неравной длины, смастерив впервые "сирингу" - пастушью свирель. Позднее он вызвал Аполлона на музыкальное состязание; выступивший в роли судьи Тмол присудил победу Аполлону. Внешностью Пан отчасти напоминал козла: у него были рожки и хвост, а иногда его изображали козлоногим и козлобородым. Его появление внушало смертным внезапный страх (отсюда "паника"). Имя Пана, вероятно, означало "пасущий", "питающий". Римляне отождествляли Пана со своим божеством Фавном. Согласно рассказу, сообщаемому Плутархом, в правление Тиберия плывшие на некоем корабле люди слышали глас, возвестивший о смерти Великого Пана.

ПАНДОРА, в греческой мифологии, первая женщина на земле, изготовленная Гефестом по приказанию Зевса. Каждый из богов наделил ее подарком: Афродита подарила ей красоту, Гермес - хитрость, Зевс же вручил ей сосуд, наполненный всеми недугами и болезнями людей, и послал на землю, чтобы отомстить за похищение огня Прометеем. Эпиметей ("крепкий задним умом") полюбил Пандору и взял ее в жены вопреки предостережениям своего брата Прометея. Когда она открыла сосуд, из него вылетели все беды и горести, которые с тех пор терзают людей; в сосуде была еще и "надежда", и ее удалось удержать внутри, закрыв сосуд.

ПАРИС, или Александр, в греческой мифологии, сын Приама и Гекубы. Перед его рождением Гекубе привиделся сон, будто она родила пылающий факел, от которого загорелся город. Поэтому, когда младенец появился на свет, его оставили на горе Ида, и Париса подобрал и воспитал пастух. Впоследствии он женился на нимфе Эноне. Парис был избран судьей в споре между Герой, Афиной и Афродитой и признал Афродиту самой прекрасной из них, оскорбив тем самым двух других богинь. Афродита пообещала отдать ему самую прекрасную в мире женщину, и с ее помощью он похитил жену Менелая Елену, что послужило причиной Троянской войны. В этой войне Парис убил Ахилла, а его самого Филоктет ранил одной из отравленных стрел, принадлежавших Гераклу. Он обратился за помощью к Эноне, однако та отказалась исцелить его рану. Когда Парис умер, Энона покончила с собой.

ПАРНАС, гора в северной части Коринфского залива в Греции, принадлежащая к горной цепи Пинда. В греческой мифологии Парнас считался местом обитания муз и Аполлона. В классическую эпоху Парнас находился на территории Фокиды, и на южном склоне этой горы располагался священный город Дельфы. Знаменитый дельфийский храм был разрушен землетрясением в 373 до н.э. На горе Ликорее, одной из двух вершин Парнаса, имелась сталактитовая пещера, которую древние называли Корикийской пещерой; подле нее устраивались вакхические празднества. Кастальский ключ, бьющий из расщелины между скалами Навплия и Гиамплия у подошвы горы, был в древности местом паломничества.

ПЕГАС, в греческой мифологии, крылатый конь, появившийся из тела Медузы, обезглавленной Персеем. Беллерофонт с помощью золотой уздечки, которую ему подарила Афина, изловил коня, пившего из источника Пирены близ Коринфа, и полетел на нем по воздуху, чтобы сразиться с Химерой. Когда он попытался на своем крылатом коне вознестись на небо, то упал, а Пегас продолжил свой путь и с тех пор помещается среди звезд. Впоследствии Пегаса стали рассматривать как коня муз и как символ поэтического искусства.

ПЕЛЕЙ, в греческой мифологии, сын Эака и царь мирмидонян во Фтии в Фессалии. Изгнанный со своей родной Эгины, где они вместе с братом Теламоном убили своего сводного брата, Пелей прибыл в Фессалию и принял участие в Калидонской охоте, а затем и в походе аргонавтов. С помощью кентавра Хирона Пелей добился руки Фетиды, хотя та принимала разные обличья, чтобы избежать этого союза. Их сыном был Ахилл, предводитель мирмидонян во время троянского похода. Пелей пережил своего сына, и впоследствии они вместе с Фетидой стали жить среди Нереид.

ПЕНЕЛОПА, в греческой мифологии, дочь Икария и Перибеи, супруга Одиссея и мать Телемаха. В отсутствие Одиссея ей досаждали многочисленные назойливые женихи, пировавшие в доме Одиссея, однако она осталась верной мужу. Она отваживала женихов, отказываясь делать выбор под тем предлогом, что прежде должна соткать покрывало. Каждую ночь она распускала сделанное за день и таким образом смогла оттянуть окончательное решение до момента, когда Одиссей вернулся домой и перебил женихов. Пенелопа - олицетворение супружеской верности.

ПЕРСЕЙ, в греческой мифологии, аргосский герой, сын Зевса и Данаи, к которой бог проник в виде золотого дождя. Когда Персей, живший с матерью на острове Сериф, достиг юношеских лет, Полидект, царь Серифа, влюбился в Данаю и захотел избавиться от ее сына; он отправил Персея на верную гибель, поручив ему добыть голову одной из горгон, Медузы, которая взглядом превращала в камень все живое. Однако Персей, следуя советам Гермеса и Афины, добыл у неких нимф острый меч, крылатые сандалии, шлем Аида и мешок, чтобы унести голову Медузы. Затем он отправился к граям и, украв их общий глаз, заставил указать ему путь к горгонам. Со всем этим снаряжением ему удалось, глядя на отражение Медузы в своем щите, отрубить ей голову. Остальные горгоны бросились за ним в погоню, однако ему удалось скрыться. Прибыв в Эфиопию, Персей встретил там Андромеду, дочь царя Кефея, приготовленную в жертву морскому чудовищу из-за того, что жена Кефея, Кассиопея, оскорбила морских нимф, похваляясь своей красотою; те наслали чудовище на страну, которое можно было умиротворить, лишь отдав ему на съедение царскую дочь. Персей полюбил деву и спас ее на том условии, что она будет отдана ему в жены. Ее прежний жених Финей, заявил о своих правах на нее, однако Персей превратил Финея и его товарищей в камень, показав им голову Медузы. С помощью той же головы Персей наказал за негостеприимство и Атланта, превратив его в гору. Возвратившись с Андромедой на Сериф, Персей спас свою мать от домогательств Полидекта, обратив в камень царя вместе с его двором. Затем Персей вместе с Данаей и Андромедой отправился в Аргос, чтобы встретиться с Акрисием, однако царь, помня пророчество о том, что он будет убит собственным внуком, бежал в Лариссу в Фессалии. Персей последовал за ним и исполнил пророчество, нечаянно убив царя брошенным диском. Персей стал править в Тиринфе.

ПЕРСЕФОНА, в греческой мифологии, богиня растительности и смерти, дочь богини плодородия Деметры. Плутон (Аид) возжелал взять Персефону в жены. Когда Зевс дал на это свое согласие, Плутон схватил ее и увлек в подземное царство. Деметра в поисках дочери бродила по всей земле, которая стала бесплодной. Когда Деметра узнала от бога солнца Гелиоса, что Персефона находится у Плутона, она убедила Зевса послать Гермеса, чтобы тот привел ее назад, если она еще не успела вкусить пищи в подземном мире. Но поскольку Персефона уже отведала зерен граната, она принуждена была часть года оставаться с Плутоном в качестве его царственной супруги, остальное время ей было дозволено проводить вместе с матерью. Покуда она оставалась в подземном царстве, земля не приносила плодов, но, когда она возвращалась, земля вновь начинала плодоносить. Благодаря такому "двойному" существованию она выступала в двоякой роли - богини смерти и богини растительности. Персефону и Деметру почитали в Элевсине, где в их честь были учреждены элевсинские мистерии. Прозерпина - это латинское искажение имени Персефоны. У греков Персефона именовалась также Корой ("девой").

ПИГМАЛИОН, имя двух персонажей классической мифологии. Более известен Пигмалион, который, согласно греческой легенде, был царем Кипра и влюбился в созданную им самим статую. Он обратился к Афродите с просьбой дать ему жену, похожую на эту статую, и богиня оживила статую. Пигмалион женился на деве, и она родила ему сына Пафоса, по имени которого назван город Пафос. Поздняя традиция присваивает ожившей статуе имя Галатея. Другой Пигмалион был братом Дидоны и убийцей ее мужа Сихея.

ПИФОН, в греческой мифологии, чудовищный змей, сын Геи, по преданию обитавший в пещерах на горе Парнас близ Дельф. Он был убит Аполлоном, учредившим в честь этой победы Пифийские игры и получившим почетное прозвище Пифия.

ПЛЕЯДЫ, в греческой мифологии, семь дочерей Атланта и Плейоны. Когда их стал преследовать влюбившийся в них Орион, боги превратили их в голубиц и поместили среди звезд. Орион со своим псом продолжает это преследование и на небосводе. Однако в созвездии Плеяд различимы только шесть звезд, так как Электра покинула свое место, чтобы не видеть падения Трои. Иногда считалось, что недостающая Плеяда - это Меропа, которая скрылась от стыда за любовную связь со смертным Сисифом. У римлян Плеяды назывались Вергилиями.

ПЛУТОС, в греческой мифологии, персонификация богатства. Поскольку Плутос считался сыном Иасиона и Деметры, он символизировал достаток и обильные урожаи. Аристофан (вероятно, следуя народным преданиям) изображает его слепым и беспорядочно расточающим свои дары.

ПОЛИФЕМ, в греческой мифологии, один из киклопов, обитавших на Сицилии одноглазых великанов, сыновей Посейдона. В Одиссее Гомера Полифем пожрал нескольких спутников Одиссея, однако Одиссею удалось его ослепить. Позднейшая традиция приписывает ему любовную страсть к нимфе Галатее.

ПОМОНА, римская богиня плодовых деревьев. Согласно Овидию, который, возможно, сам сочинил эту легенду, ее любви добивались Пан, Сильван, Вертумн и другие боги. Вертумн, бог садов и смены времен года, сватался к ней в разных обличьях - жнеца, виноградаря, рыбака, воина. В конце концов, прикинувшись старой женщиной, он посоветовал ей принять ухаживания Вертумна, и, когда он предстал перед ней в своем настоящем облике, она последовала этому совету.

ПРИАМ (первоначально Подарк), в греческой мифологии, сын Лаомедонта и брат Тифона и Гесионы. Во время Троянской войны Приам был царем Трои, однако, будучи уже в преклонных летах, не смог принять участия в сражениях. У него было пятьдесят сыновей и множество дочерей, самые известные из них - Гектор, Парис, Кассандра и Поликсена; матерью последних была царица Гекуба, родившая Приаму девятнадцать детей. После гибели Гектора Приам выкупил его тело у Ахилла, но сам пал от руки Неоптолема (Пирра) после захвата Трои ахейцами.

ПРИАП, в греческой мифологии, сын Диониса (или Гермеса) и Афродиты, божество производительных сил природы, покровитель садов и стад. Его изображали в виде гротескной фигуры с огромным фаллосом; римляне использовали грубые изображения Приапа в качестве пугала, чтобы отваживать от садов птиц и воров. На его изваяниях часто помещали краткие юмористические стихотворения - приапеи.

ПРОКРУСТ, в греческой мифологии, знаменитый элевсинский разбойник. Его настоящее имя было Дамаст, но он был прозван Прокрустом ("Растягивателем") за то, что укладывал путников на железное ложе: низкорослых людей он вытягивал, а рослым обрубал выступавшие за пределы ложа ноги. Прокруст был убит Тесеем.

ПРОМЕТЕЙ ("предвидящий"), в греческой мифологии, сын титана Иапета от Фемиды или морской нимфы Климены. Благодетель смертных, которых он защищал от Зевса, когда тот задумал истребить человечество и создать новую, лучшую расу. Прометей обучил людей ремеслам и похитил для них с небес огонь. Хотя он поддерживал Зевса в битве с титанами, бог наказал Прометея за помощь людям, приковав к скале в Кавказских горах. Каждый день орел клевал его печень, а за ночь печень отрастала снова, что превращало пытку в бесконечное мучение. Прометей мог освободиться, если бы раскрыл Зевсу свой секрет, заключавшийся в том, что сыну богини Фетиды суждено превзойти могуществом своего отца. Однако Прометей отказался выдать тайну и был освобожден много поколений спустя Гераклом. По другой версии, Прометей в конце концов сообщил Зевсу тайну сына Фетиды, после чего был освобожден.

ПРОТЕЙ, в греческой мифологии, морской старец, знавший прошедшее, настоящее и будущее, но не желавший делиться своим знанием. Чтобы избежать расспросов, он принимал самые разные обличья, однако если его удавалось схватить и удерживать в продолжение всех этих перемен, он принимал свой подлинный облик и предсказывал будущее. Он жил близ побережья Египта, где Менелай вопрошал его о том, что его ждет по возвращении из Трои. Аристей, сын Кирены, узнал от него, как добыть пчелиный рой, чтобы заменить им погибших пчел. Поэт Стесихор, рационалистически истолковывая миф, изображает его царем Египта, при дворе которого жила Елена, тогда как в Трое находился всего лишь ее призрак.

ПСИХЕЯ, в греческой мифологии, персонификация человеческой души в образе прекрасной девы. Знаменитый миф о Купидоне (Эроте) и Психее, впервые изложенный Апулеем в Метаморфозах, представляет собою скорее философскую аллегорию, чем мифологический рассказ. У некоего царя было три дочери, младшая из которых, Психея, была наделена такой красотой, что это вызвало ревность Венеры. Богиня отправила к ней Купидона, чтобы тот внушил ей любовь к какому-нибудь уродливому смертному, однако Купидон сам воспылал к ней любовью и перенес в укромное место, где посещал ее по ночам - при условии, что она никогда его не увидит. Завистливые сестры Психеи убедили ее в том, что ее супруг - ужасающее чудовище, и она решила взглянуть на его лицо; пока она при свете лампы смотрела на спящего бога, пораженная его красотой, капля масла из лампы упала ему на плечо. Купидон пробудился и покинул ее, разгневанный ее недоверчивостью. В поисках возлюбленного Психея пришла во дворец Венеры, которая дала ей несколько заданий, однако, Психея с ними справилась. Последнее задание состояло в том, чтобы доставить из подземного царства ларец красоты. Одолеваемая любопытством, она приоткрыла ларец, содержавший смертельный туман, от которого ее спас лишь Купидон, добившийся от Зевса согласия на брак с Психеей. После этого Психея обрела бессмертие и стала жить с Купидоном на Олимпе.

РОМУЛ И РЕМ, в римской мифологии, братья-близнецы, сыновья Марса и весталки Реи Сильвии (Илии). Младенцы, брошенные в Тибр, чудесным образом спаслись и были вскормлены волчицей. Затем их нашел пастух Фаустул, в семье которого они и были воспитаны. Когда впоследствии братья испросили божественного знамения, которое определило бы, кому из них предстоит основать новый город, гадание указало на Ромула. Это привело к ссоре братьев, окончившейся смертью Рема. Ромул стал основателем Рима и его первым царем. Он предложил убежище беглецам и изгнанникам и добыл для них жен, захватив во время праздника сабинянских женщин. Последовавшая за этим война с сабинянами закончилась заключением мира между двумя народами. Во время бури Ромул таинственно исчез, и его стали почитать как божество под именем Квирина.

САТИРЫ, в греческой мифологии, младшие божества плодородия, обитавшие в безлюдных местах, обычно - злонравные и исключительно похотливые. В аттическом искусстве сатиры изображались в виде маленьких безобразных человечков с лошадиными хвостами. Часто ими предводительствует Силен или один из силенов, которых представляли менее дикими, более старыми и похожими на людей. Сатиры были включены в культ Диониса и часто выступали в роли его слуг. Некоторые черты сходства с Паном или панами привели к их смешению, в результате чего сатиров иногда стали изображать козлоногими. Со временем римляне отождествили их со своими собственными лесными божествами, фавнами.

СЕЛЕНА, в греческой мифологии, персонификация луны, дочь титанов Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и Эос. Из мифов о Селене наибольшей известностью пользуется тот, где рассказывается о ее любви к пастуху Эндимиону, которого она посещала и которым любовалась во время его бесконечного сна. Позднейшая греческая традиция отождествляет ее с Артемидой и называет Фебой (в действительности это имя бабки Артемиды).

СИВИЛЛЫ, у греков и римлян ? прорицательницы, вдохновляемые Аполлоном или другим божеством. Самая знаменитая из них - сивилла Кумская, пещера которой в Кумах, близ Неаполя, была раскопана в 1932. В Энеиде Вергилия она предсказывает Энею будущее и сопровождает его в подземное царство. По одной из версий предания, Аполлон отмерил этой сивилле столько лет жизни, сколько песчинок поместилось у нее в горсти. Однако она не испросила у бога продления молодости и высыхала, пока не превратилась в крошечное сморщенное существо, мечтающее лишь о смерти. Собрания пророчеств сивилл известны как Сивиллины книги. Сивилла Кумская предложила царю Тарквинию купить у нее девять из этих книг. Когда тот отказался, она сожгла три книги и предложила ему шесть за ту же цену. Тот отказался вновь, и она сожгла еще три, прося ту же цену за оставшиеся. Эти три книги были куплены царем. Впоследствии к ним были прибавлены другие книги, и в критические для государства моменты римляне обращались к ним за советом.

СИЛЕН, в греческой мифологии, старый сатир, сын Гермеса или Пана и одной из нимф, дядька и наставник Диониса. Зачастую он бывал пьян, и однажды его застал в таком состоянии Мидас, который его обласкал, а затем препроводил обратно к Дионису. В награду Мидас получил от Диониса дар превращать в золото все, к чему он прикасался. Силен обладал пророческим даром, и его можно было заставить предсказывать будущее в состоянии похмельного сна. Престарелые сатиры, именуемые силенами, постоянно фигурируют в свите Диониса в качестве его слуг.

СИРЕНЫ, в греческой мифологии, сверхъестественные, но не обладающие бессмертием существа. Предания по-разному определяют их число и имена; по-видимому, в основе этих преданий лежат народные поверья. Сладостное пение сирен заманивало мореплавателей к их опасному острову, где корабли терпели крушение. У Гомера Одиссей избегает их чар, приказав спутникам заткнуть уши воском, а себя самого привязать к мачте. Согласно более позднему преданию, аргонавты были спасены Орфеем, которому удалось заглушить сирен своим пением. Считалось, что одна из сирен, Парфенопа, была погребена в Неаполе (по преданию, этот город первоначально носил ее имя), и на этом месте совершались жертвоприношения.

СИРИНГА, Сиринкс, в греческой мифологии, прекрасная нимфа, которую полюбил Пан. Спасаясь от него, она обратилась за помощью к другим нимфам, которые превратили ее в тростник. Пан смастерил из них первую "флейту Пана", которую назвал в честь нимфы "сирингой" (свирелью).

СИСИФ, Сизиф, в греческой мифологии, сын Эола или Автолика, царь Коринфа, прославившийся своей хитростью и изворотливостью и даже попытавшийся обмануть Смерть (Танатос), заковав ее в цепи. Перед кончиной он наказал своей жене Меропе оставить его тело непогребенным, и когда Плутон отослал его назад на землю, Сисиф отказался снова возвратиться в Аид. Когда же он, наконец, умер, достигнув глубокой старости, то за свои прегрешения принужден был вкатывать на гору огромный камень, неизменно скатывавшийся обратно вниз ("сизифов труд").

Кольер. Словарь Кольера.