Согласно "Теогонии" Гесиода, девять Муз были дочерьми Зевса и Мнемозины. Музы дали Гесиоду мудрость и дар песнопения. Иногда за такой дар Музы брали определенную плату: так, в "Одиссее" они сперва ослепили Демодока ( см. Алкиной ), а уже потом дали ему нечто лучшее - дар песнопения. Упоминаемый в "Илиаде" фракийский певец Фамирид вызвал Муз на соревнование и за свою самонадеянность был ослеплен и лишен дара пения. Музы также были судьями на соревновании Аполлона с Марсием. Гесиод называет имена всех девяти муз, однако их сферы влияния были распределены только в римскую эпоху, когда каждая из Муз стала покровительницей определенного вида искусства или науки: Каллиопа - эпической поэзии, Клио - истории, Эвтерпа - музыки, Терпсихора - лирической поэзии и танца, Эрато - гимна, Мельпомена - трагедии, Талия - комедии, Полигимния - пантомимы, Урания - астрономии. (Впрочем, сферы влияния Муз неоднократно варьировались). Покровителем Муз считался Аполлон, как это изображено на картине Рафаэля "Парнас". Слово "музей" первоначально означало "обиталище Муз": в знаменитом Музее (Музейоне) в Александрии, построенном Птолемеями в 3 в. до н. э., была собрана крупнейшая в античном мире библиотека, при которой находился знаменитый научный центр. Платон считал, что вдохновение, даруемое Музами, представляет собой род "божественного" и необходимого для поэта "безумия". Противопоставление разума и поэтического вдохновения имело в европейской культуре длительную историю и до сих пор вполне актуально, хотя такой ценитель здравого смысла, как Гораций, и замечал, что эксцентризм еще не делает из человека поэта. В поэзии "Музы" (или "Муза") - это обычно символ вдохновения:
"Я видел вновь приюты скал
И темный кров уединенья,
Где я на пир воображенья,
Бывало, музу призывал".
(А. Пушкин)