Значение слова ЭЛЕНШЛЭГЕР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ЭЛЕНШЛЭГЕР

(Адам Оеhlеnsсlagег) - датский поэт, глава северной романтической школы. Родился в Копенгагене 14 ноября 1779 г.; унаследовал от отца живость нрава, бодрость духа, жизнерадостность и горячность, от матери - душевную чуткость, мечтательность и богатую поэтическую фантазию; вырос в счастливой семейной обстановке, предоставлявшей большую свободу его душевному и умственному развитию. Первоначальным образованием Э. обязан был главным образом своей страстной любви к чтению; курс учебных заведений, куда его помещали, он проходил не особенно прилежно и закончил его 16 лет с небольшим запасом научных познаний. Родители имели в виду пустить сына по коммерческой части, но Э., уже тогда писавший стихи, предпочел готовиться в университет. Занятия его шли туго, так как он увлекался театром, игравшим в ту пору чрезвычайно большую роль в жизни датского общества, и писанием драматических произведений. На время Э. даже сделался актером, но довольно скоро убедился в недостатке настоящего призвания к этому роду искусства и вновь засел за книги, поддерживаемый в увлечении наукой двумя товарищами - братьями Эрстед, впоследствии знаменитыми учеными и общественными деятелями. В 1800 г. Э. поступил в университет, на юридической факультет, но юриспруденция не могла надолго заинтересовать его. Он получил доступ в кружок людей, составлявших цвет тогдашней датской интеллигенции. Счастливая любовь тоже немало содействовала победе поэтических наклонностей Э. над сухими научными занятиями. Увлечение объявленное университетом конкурсной темой: "Полезно ли было бы для изящной словесности севера влияние северной мифологии взамен греческой" помогло Э., давно интересовавшемуся древней народной поэзией севера, разобраться в своих творческих стремлениях. Сочинение Э. на упомянутую тему не было увенчано премией, но обратило на себя внимание новыми для того времени взглядами на искусство вообще и на поэзию в частности. Автор совершенно отвергал предъявляемые к поэзии требования служить социальным и нравственным целям, видя в ней исключительно искусство облекать в конкретную форму идеи и образы, зарождающиеся в творческой фантазии поэта. Он высказывался против преобладания в поэзии отвлеченного мышления, так как поэт художник должен по преимуществу "мыслить образами", а также против рабской подчиненности истории, настаивая на праве поэта смягчать чересчур резкие очертания и грубые краски действительности, и видел в северной мифологии и древних сагах целый новый мир, ждущий разработки таящихся в нем сокровищ. Сочинение Э. и по языку и слогу - легкому, ярко образному и поэтичному - представляло полный контраст тогдашней сухой, тяжелой манере. Даровитый и популярный поэт Баггесен, покидая родину осенью того же года, "торжественно передал Э. свою датскую лиру". Знакомство с творениями Гете, увлечение Шиллером, Шекспиром и Жан-Полем окончательно оторвало юношу от юриспруденции, а вспыхнувшая в 1801 г. война с Англией - и от университета вообще. Э. поступил в отряд волонтеров студентов; тогда же он написал несколько патриотических и военных песен и драматический этюд: "2-го апреля 1801 г. " (день битвы на Копенгагенском рейде). Пробужденный войной патриотизм датчан сказался всеобщим увлечением древней историей севера, сагами и мифологией - увлечением, отразившимся и на Э. Знакомство со Стеффенсом, даровитым последователем "натурфилософии" и насадителем в Дании новой европейской духовной культуры, дало последний толчок назревшим в душе молодого поэта творческим силам. После одной беседы со Стеффенсом Э. написал свое знаменитое стихотворение "Guldhornene" ("Золотые рога"), быстро облетевшее всю страну и положившее прочное основание его славе. Счастливо выбранный сюжет был обработан Э. совершенно в духе новой романтической школы: на первый план было выдвинуто значение душевной непосредственности и близости человека к природе. В копенгагенском национальном музее хранились два древних золотых рога, найденных: один - в XVII столетии, бедной крестьянской девушкой, другой - в XVIII стол., крестьянином. Как раз в это время они исчезли. Событие это составляло злобу дня, но поэтический гений Э. сумел придать исчезновению рогов глубокий символический смысл, равно как и самой их находке. Древние золотые рога, с покрывавшими их загадочными рунами, поэт представил дарами богов, ниспосланными роду человеческому в виде напоминания о полузабытой им связи его с давно минувшими временами и с самими богами. Пытливый ум давно побуждал людей расследовать эту связь: следов ее ищут и в древних книгах, и в разрытых курганах, в рунах на мечах, на щитах и на могильных камнях, среди истлевших костей. Но холодному уму не по силам разъяснить эту связь: "мраком покрываются древние письмена, взор встречает преграду, мысли путаются, люди бродят, как в тумане". Прозреть сокровенное дано лишь тому, у кого природная невинность мысли сохранилась в девственной чистоте: и вот, первый золотой рог находит, по повелению богов, прекраснейшее из прекраснейших существ - невинная дева. Но тайна, о которой повествует этот дар богов, все-таки остается недоступной пониманию погрязшей в низменных страстях толпы. Она глазеет на золото, а не смотрит на письмена; люди "стекаются целыми толпами, роют, ищут, сгорая жаждой умножить свои сокровища, - но золота нет; перед ними лишь прах, из которого они взяты". Милость богов, однако, не исчерпана; они еще раз посылают людям весть: второй золотой рог находит "сын природы, безвестный, но, подобно своим предкам, сильный и честный, возделывающий землю". И тут, однако, люди не уразумели глубокого значения дара: золотые рога выставлены "на показ тупым, любопытным взорам". И боги гневаются - "небо чернеет, разражается буря; что боги дали, то и взяли обратно. На веки исчезла святыня" - В конце того же года (1802) вышел в свет первый небольшой сборник стихотворений Э., до сих пор остающийся классическим образцом северной поэзии XIX века. В его состав вошло 34 оригинальных (преимущественно баллады) и 5 переводных стихотворений и "Комедия Ивановой ночи" - ряд пестрых сцен из народной жизни. Наиболее выдающийся из вошедших в сборник стихотворений, кроме "Золотых рогов" - "Ворон", "Львиный рыцарь", "Гарольд в священной роще", "Поэт в Лейрской роще", "Пробуждение весны" и "Смерть ярла Гакона". Отличительные черты романтической музы Э. сказались уже в этом сборнике: юношеская свежесть и сила настроения, истинно поэтическое вдохновение, гибкий, образный. чарующе музыкальный язык и, в противоположность болезненной меланхолии германского романтизма, жизнерадостность. Здоровая натура Э. и его увлечение образцами древней национальной поэзии не допустили его заблудиться, подобно современным ему немецким романтикам, "в таинственном сумраке волшебной лунной ночи" - сумраке, полном болезненных видений и призраков. В 1804 г. он начал эпопею "Йоги севера", написал первую песнь ее: "Путешествие Тора в Иотунгейм", а затем "Сагу о Ваулундуре", по глубине мысли и оригинальному сочетанию простоты и страстности языка одно из лучших юношеских его произведений. В 1805 г. вышли два тома новых произведений Э., из которых, кроме упомянутой саги о Ваулундуре, особенно замечательны "Поездка в Лангеланд", "Отражение в природе жизни Христа", "УффеТихий" и драматическая поэма "Аладин", где дарование поэта развернулось в полном блеске и главный герой символически отразил личность самого автора. Самый выбор незатейливого сказочного сюжета был смелым протестом музы поэта против пренебрежительного отношения "века просвещения" к наивному народному творчеству. В наивной сказке Э. открыл глубокую идею воплощенную в двух характерно очерченных образах Аладина и Нурредина; это - олицетворения добра и зла, божественной непосредственности и житейского суемудрия. Талант Э. сумел сделать из них вполне живые лица, и в то же время символизм чувствуется повсюду. Быстро развивающееся действие выражает взгляд романтизма на близость к божеству натуры непосредственной, в противоположность мудрствующей лукаво, и на счастье, избирающее именно того, кто в невинности души не ищет его вовсе, и отворачивающееся от жадно ищущего его "раба мира сего". Чтобы удержать при себе счастье, избранник должен, однако, усвоить доставшиеся ему задаром преимущества путем личной борьбы и самоусовершенствования. Огромный успех новых произведений Э. доставил ему государственную стипендию на поездку, с образовательной целыо, за границу, откуда он в течение 5 лет прислал на родину целый ряд классических произведений: лучшую из своих трагедий "Ярл Гакон" (1806 г.), трагедию "Бальдур Добрый" (1806 г.), "Пальнаток" (1808 г.), "Аксель и Вальбор" (1808 г.) и драму "Корреджио" (1809 г.). Первое из названных произведений, помимо общих художественных достоинств, отличается чисто северным духом, и датская критика признала за ним огромное национальное значение. Поставленный на сцене копенгагенского королевского театра, "Ярл Гакон" был принят с восторгом; остальные драматические произведения Э. тоже все шли с крупным успехом (особенно "Аксель и Вальборг"). По возвращении на родину он был встречен как настоящий триумфатор и вскоре назначен профессором эстетики в копенгагенском университете. Тут кончился первый, наиболее блестящий период творчества Э. Он и после того написал немало превосходных произведений, но среди его трудов стали попадаться и слабые, вызывавшие резкие отзывы критики. К лучшим произведениям второго периода творчества Э. принадлежат: эпопея "Гельге", трагедия "Гагбарт и Сигне", "Сага о Роаре", идиллия "Пастушок", эпопея "Боги Севера", трагедии "Эрик и Абель", "Варяги в Царьграде", поэма "Рольф Краге" и трагедии "Карл Великий" и "Лонгобарды". Летом 1829 г. Э. посетил Швецию, и 23 июня в Лундском соборе произошло венчание датского поэта лаврами, рукою знаменитого шведского поэта Тегнера - из позднейших произведений Э. наиболее удачны: трагедии "Торденскьольд", "Королева Маргарита", "Сократ", "Олаф Святой", "Канут Великий", "Сага об Эрварёде", драма "Дина", драматический этюд "Найденная и утраченная страна", трагедии "Амлет" и "Кьяртон и Гудрун" и, наконец, поэма "Рагнар Лодброк" (1848 г.) - лебединая песнь поэта, которую он, как бы по предчувствию, закончил словами: "Старый скальд о северных героях спел в последний раз". Скончался Э. 20 января 1850 г. Вся страна оплакивала своего величайшего национального поэта. Сочинения его выдержали в Дании множество изданий, начиная с роскошного в 40 т., стоящего 100 кр., и кончая прекрасным критикобиографическим изданием Либенберга (32 т., 1857 - 1862 гг.), не говоря уже о массе изданий отдельных сочинений. Большая их часть переведена на немецкий язык - некоторые самим Э. На русск. языке имеются переведенные с немецкого г. Дерикером "Старкотер" ("Staerkodder") и "Аладин" ("вольный перевод"), изданные отдельно в 1840 - 1842 гг., и перев. Анной Ганзен с датского трагедия "Ярл Гакон" ("Вестник Европы", 1897, Июль и август). Наиболее авторитетный из множества критико-биографических трудов об Э. на датском языке: Arentzen, "Adam Oehienschlaeger, literaturhistorisk Livsbillede" (Копенгаген, 1879). Собр. сочин. Э. в Германии два: 1829 - 1830 гг. и 1839 г. Ср. Arentzen, "Baggesen og Oehlenschlaeger" (Копенгаген, 1870 - 78); Elberling, "О. og de osterlandske Eventyr" (там же, 1888); Andersen, "Adam О. et Livs Poesi" ("Manddem og Alderdom", там же 1899; "Eftermaele", 1900). П. Ганзен.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.