художественный иллюстрированный журнал, выходивший в Петербурге с 1899 по 1904. В 1899 издателями журнала были кн. М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, редактором — С. П. Дягилев. Последний, начиная с 1900, становится единственным издателем-редактором, и лишь с начала 1904 к нему присоединяется в качестве редактора Александр Бенуа. Первые два года журнал был двухнедельным; с 1901 превратился в ежемесячник. За шесть лет вышло 96 номеров (тт. I—XII). В журнале были: 1. художественный и художественно-промышленный отделы; 2. лит-ый и 3. хроника. Кроме Дягилева и Бенуа в руководящее ядро журнала входили художники — В. А. Серов, Л. С. Бакст и др., писатели — Н. Минский, Д. С. Мережковский, Д. Философов, З. Гиппиус и др. В лит-ом отделе журнала выступали кроме названных выше символисты: Бальмонт, Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Мережковский, В. В. Розанов, а также Андрей Белый ( см. соответствующие статьи, а также «Символизм» ). Как художественный журнал «М. и.» был воинствующим реакционным органом буржуазной интеллигенции, боровшимся совместно с дворянством против революционных настроений и пытавшимся в искусстве утвердить принцип самодовлеющего эстетизма с характерными нотами дворянско-усадебной эстетики. Для творчества художников и идеологов, объединенных вокруг журнала, характерны пассеизм, архаика, дворянский гедонизм, проповедь безыдейного искусства, чистого эстетического наслаждения, выхолащивание из искусства общественного содержания. Резко выступая против гражданских мотивов передвижников, «М. и.» культивировал в искусстве аполитичность, оставляя за ним только декоративную, украшательскую роль, чем на деле выполнял заказ русской буржуазии — «облагородить», приукрасить ее хищнические формы эксплоатации и сблизить капитализм
334 в искусстве — в единой упадочнической, загнивающей эстетике — с русской аристократией. Вождями этого движения были Мамонтов и Дягилев. В программной статье Дягилев открыл поход против материалистической эстетики Прудона и Чернышевского, взгляды к-рых развивали передвижники. Дягилев назвал их «варварами», «неумытыми руками прикасающимися к искусству». Детище «барчуков» (выражение Бенуа, см. ниже библиографию), журнал стал кафедрой богоискателей, мистиков. Он явился началом целой серии журналов, в к-рых нашли себе место идеологи «жаждущей» спокойного наслаждения «красотой» контрреволюционной буржуазии. Вслед за «М. и.» появились «Весы», а затем «Аполлон», «Золотое руно» и др. Библиография: Бенуа Александр, Возникновение «Мира искусства», М., 1928; Чулков Георгий, Годы странствий, М., 1930, стр. 185—187; Мезьер А. В., Словарный указатель по книговедению, ч. 1. М. — Л., 1931, стр. 750. Ив. Ежов