Значение слова ЛЕНАУ в Литературной энциклопедии

ЛЕНАУ

Николаус (псевдоним — Николаус Нимбш фон Штреленау) [1802—1850] — немецкий писатель. Родился в Венгрии в дворянской семье. Творчество Л. выражает усложненность и противоречивость немецкого романтизма эпохи его разложения. Л. — поэт, связанный с группой поздних романтиков — Уландом, Швабом, Кернером, сложившийся в среде, проникнутой дворянско-монархическими, романтическими традициями, на протяжении всей своей творческой деятельности колебался между этими традициями и побеждавшими их влияниями наступающей буржуазно-капиталистической культуры. Продолжая романтические традиции в обработке сюжетов народного творчества («Фауст», «Анна» и др.), в лирическом пейзаже своих «Naturgedichte», в смешанной форме пьес — эпико-драматических и эпико-лирических, в преобладающей у него романсовой форме эпических стихов, Л. пытался разрешить противоречие между авторитарной дворянско-феодальной идеологией и разлагающим эту идеологию бюргерским свободомыслием предреволюционных лет. Поискам выхода из указанных противоречий посвящены наиболее крупные эпико-драматические и эпико-лирические его произведения: «Фауст», «Саванаролла» [1837], «Альбигойцы» [1842], характеризующие его тяготение к «большой», монументальной форме. Воплотив все свои сомнения, свое стремление сбросить изживающие себя авторитеты (по существу — дворянско-феодальное мировоззрение) в образе Мефистофеля («Фауст»), Л. быть может помимо своего желания сделал его победителем

175 над двойственным, колеблющимся, пытающимся все же «как-то соединить мир, бога и себя» Фаустом. Но в «Саванаролле» (цикл романсов), где Л. выступает против эллинизма Возрождения, поэт не может преодолеть в себе «католическое», иначе говоря, — консервативное, традиционное, авторитарное. Радикальные бюргеры «Молодой Германии» приняли поэму в штыки, увидев в ней защиту идеи об оздоровлении государства через возрожденную и обновленную церковь. «Альбигойцы» Л., как определяли смысл произведения радикальные критики, — это «торжество освобожденного от пут христианства поэтического духа». «Герой моей новой поэмы — Сомнение», пишет Л. От альбигойцев, борцов против папства, по мнению автора, начинается великий путь борьбы с деспотизмом: «За Гуссом и Жижкой явились Лютер и Гуттен, тридцатилетняя война, севеннские борцы, победители Бастилии и т. д.». Наряду с очень типичной романтической лирикой («Naturgedichte» и др. циклы) у Л. встречаются стихотворения, к-рые сближают его с политической поэзией радикального немецкого бюргерства: «Am Grabe eines Ministers» (На могиле министра), «Abschied» (Прощание), где поэт, оставляя страну деспотизма, приветствует свободу, отделенную от него морем — Америку, «Polenlieder» (Польские песни), посвященные польскому восстанию, и др. Путем переоценок, отступлений, мучительных компромиссов Л. пытается найти выход в освободительном движении немецкого бюргерства 30—40-х гг. Однако трагедия деградации, пессимизм одиночества постоянно снижают в творчестве Л. подъем, энергию, боевые настроения молодого класса, которыми пытается «возродиться» поэт, и даже революция 1848 не вносит в его мировоззрение и творчество той целостной монументальности, к которой он всегда стремился. Библиография: I. Гербель Н. В., Немецкие поэты в биографиях и образцах, СПБ, 1877; Фауст, Поэма, перев. в стихах, с биографией и предисловием Л. А-нского, издание журнала «Пантеон литературы», СПБ, 1892; То же, перев. А. Анютина [А. Луначарского], с приложением очерка «Н. Ленау и его философские поэмы», изд. ред. журн. «Образование», СПБ, 1904; S?mtliche Werke und Briefe, hist.-krit. Ausgabe von E. Castle, 6 B-de, 1910—1923. II. Вейнберг П., сб. статей «Страницы из истории западных литератур», СПБ, 1907, II; Луначарский А. В.: указанная выше статья, и в его кн. «Этюды критические», «ЗИФ», М., 1925; Фриче В. М., Очерк развития западно-европейской литературы, Харьков, 1927; Schurz A., Lenaus Leben, 2 B-de, 1855; Opitz T., Nik. Lenau, 1850; Auerbach B., Nik. Lenau, 1876; Reitz Fr., N. Lenau; Bischoff H., Nicolaus Lenaus Lyrik, ihre Geschichte, Chronologie und Textkritik, 2 B?nde, 1920; Schoenburg R., Lenaus «Faust», 1922; Schmahl E., Die Beziehungen von lyrischer Form und Inhalt in der Lyrik: Untersuchungen an Lenau und Heine, 1924; Hessen J., Lenau und das junge Deutschland, 1925. H. Эйшискина

Литературная энциклопедия.