Значение слова ЛАГАРП в Литературной энциклопедии

Что такое ЛАГАРП

Жан Франсуа [Jean Fran?ois de La Harpe, 1739—1803] — известный французский драматург и критик. Происходил из обедневшей дворянской семьи. Дебютировал в модном жанре «героид» (подражание Овидию). Затем обратился к трагедии, следуя в ней Вольтеру. Первая трагедия Л. «Warwick» [1763] имела большой успех. Остальные трагедии его успехом не пользовались, исключая «Philoct?te» [1783], познакомившей французскую публику с Софоклом. Лагарп отдал дань также мещанской драме: он перевел «Лондонского купца» Лилло («Barneveldt», 1778) и написал антиклерикальную драму «M?lanie» [1770], поставленную на сцене только в 1791. Однако теоретически Л., как и его учитель Вольтер, не признавал за мещанской драмой права на существование. Дворянин по происхождению, Л. примыкал тем не менее к буржуазной интеллигенции и был одно время сторонником революции. С углублением революционного движения оказался на правом фланге и был арестован якобинцами. Литературную славу Л. приобрел как критик журн. «Mercure de France», в котором выделился своими темпераментными, подчас очень резкими статьями, создавшими ему множество врагов. Лит-ые суждения Л. не отличались оригинальностью. Он был типичным классиком, догматиком, следовавшим Буало и Вольтеру; признавал высшими образцами произведения аристократической литературы XVII в. и предпочитал их античным писателям. В то же время в суждениях этого критика заметен эклектизм. Политическому «поправению» Л. соответствовала аналогичная эволюция его лит-ых взглядов. Нетерпимость, борьба со всяким новаторством, крайний формальный ригоризм характерны для последних лет жизни Л., когда он отвернулся даже от своего учителя Вольтера, резко осуждая его за безбожие и богохульство. Л. — последний теоретик отмирающего французского классицизма. Авторитет его был в течение долгого времени непререкаем. На курсе истории лит-ры («Le Lyc?e», 17 vv., 1799), проникнутом тенденциями догматического рационализма, читавшемся Лагарпом с 1786 по 1798 во вновь основанном лицее, воспитывалось несколько поколений буржуазной

21 интеллигенции, и только победа романтиков, начавших ожесточенную борьбу с Л. как одним из вождей классицизма (см. напр. предисловие к «Кромвелю» Гюго и др.), положила предел его влиянию. Библиография: I. Ликей, или круг словесности древней и новой, 5 чч., СПБ, 1810—1814; Граф Варвик, в 5 д., перев. О. Ширяева, СПБ, 1814; Черный рыцарь, Исторический роман осьмого столетия, содержащий не волшебные, но удивительные приключения принца Британского, Москва, 1816; Послание к гр. Андр. П. Шувалову о действиях сельской природы и о поэзии описательной..., М., 1817, и др.; Le Lyc?e ou cours de litt?rature ancienne et moderne, 17 vv., 1799; к нему дополнение: Philosophes du XVIII si?cle, 2 vv., 1805; Новое полное издание под ред. Saint-Surin, 16 vv., 1820—1822; M?langes in?dits de litt?rature, «Mercure», 1810; Suppl?ment au cours de litt?rature, ?d. Barbier, 1818; ?uvres (без «Лицея»), 16 vv., 1820—1821. II. Sainte Beuve, Causeries du lundi, v. V; Jullien В., Du «Lyc?e» de La Harpe, «L’Inv?stigateur», 1846; Bertrand L., La fin du classicisme et le retour ? l’antique dans la seconde moiti? du XVIII si?cle, P., 1897. С. Мокульский

Литературная энциклопедия.