лит-ры кельтских народов (см. «Кельтские языки») . От лит-ры континентальных кельтов до нас ничего не сохранилось ввиду запрета записывать свои произведения, лежавшего на друидах и поэтах. Мы располагаем лишь свидетельством древних о том, что у галлов были какие-то космогонические и героические поэмы. Что касается лит-ры островных кельтов, то в XIX в. были сделаны две попытки их синтетической характеристики. Первая из них принадлежит Э. Ренану («La po?sie des races celtiques», в «Essais de morale et de critique», 1859), к-рый считает главными свойствами кельтской поэзии абстрактность, кротость, пассивность, мечтательность. С другой стороны, Matthew Arnold («The Study of Celtic Literature», 1867) считает таковыми страстность чувств, фантастичность и меланхолию. Обе эти характеристики, содержащие некоторую долю истины (особенно — вторая), весьма односторонни и страдают отсутствием учета социальных условий, а также недостаточным знакомством с материалом. Островные К. л. распадаются на два периода — до реформации (период национальной независимости) и после (период порабощения Англией). В первый период, насквозь феодальный, литература носит ярко аристократический характер, так как профессиональные поэты и рассказчики (см. «Барды») , состоя на службе у королей и князей, выражают преимущественно их династические и националистические интересы. Господствующими жанрами в Ирландии являются эпос и история, в Уэльсе — лирическая поэзия. Основные особенности К. л. по сравнению с континентально-европейскими лит-рами той эпохи — национальная замкнутость (особенно в Ирландии), областной характер, прозаическая форма эпоса полное отсутствие драмы, обилие сатиры
181 схоластическая виртуозность метрики, идущая нередко в ущерб содержанию, крайняя консервативность форм и стиля. Во второй период К. л. все более подвергаются влиянию европейских лит-р (больше всего английской), особенно в XIX в., когда в Ирландии и Уэльсе впервые начинают писать романы, а затем и драмы. Однако все эти произведения носят характер слабых, мало оригинальных подражаний, отмеченных тем же условным традиционализмом. Демократические тенденции можно изредка встретить лишь в устной народной лит-ре (сказки, песни), крайне развитой у кельтов. Бретонская художественная лит-ра обоих периодов крайне скудна, а шотландская является сколком с ирландской (см. подробнее «Бретонская», «Валлийская», «Ирландская» лит-ры) . Дважды элементы фантастики и чувстительности в К. л. повлияли на европейские лит-ры: в XII в., дав сюжеты для романов Круглого стола, и в XVIII в. — через посредство «Оссиана» Макферсона [ок. 1762]. Библиография: Arbois de Jubainville, Litt?ratures celtiques, vv. 1—10, 1883—1901; Le Braz A., Th??tre celtique, 1905; Tourneur V., Histoire des ?tudes celtiques, 1905; Zimmer H., Die keltischen Literaturen, в томе «Die romanischen Literaturen und Sprachen mit Einschluss des Keltischen», в серии «Die Kultur der Gegenwart» P. Hinneberg’а, Teil I, Abt. XI, I, 1909; Dottin G., Les litt?ratures celtiques, 1924. А. Смирнов