Значение слова ГУХ в Литературной энциклопедии

ГУХ

Рикарда [Ricarda Huch, 1864—] — современная немецкая писательница, примыкает к неоромантизму; в первый период своего творчества она, в противовес натурализму, проповедывала уход от действительности. Основная тема ее романов — гибель, под натиском новой буржуазии, купеческой аристократии старых торговых городов. В романе «Erinnerungen von Rudolf Ursleu dem J?ngeren» (Воспоминания Рудольфа Урслея Младшего, 1893) — герой — сын гамбургского патриция — после бурной жизни и гибели его рода переходит в католичество и находит покой в монастыре. В другом неоромантическом романе — «Aus der Triumphgasse» (С Триумфальной улицы, 1901) — описывается, порой натуралистическими приемами, жизнь обездоленных в переулке «Triumphgasse», но основное и здесь, как и в романе «Vita — Somnium breve» (Жизнь — короткий сон, 1902), — переживания разорившегося патриция, хвалебный гимн красоте и прославление стихийных сил (Urkr?fte) жизни. В этот период Г. также написала свои известные историко-литературные работы — «Bl?tezeit der Romantik» (Расцвет романтизма, 1899) и «Ausbreitung und

101 Verfall der Romantik» (Распространение и распад романтизма, 1902) и стихи — «Gedichte» [1891 и 1894] и «Neue Gedichte» [1907]. От современности Г. затем обратилась к миру минувшего, к христианскому средневековью, написав ряд исторических романов и повестей. В них Г., как отчасти уже в первых романах, не является типичной представительницей неоромантизма; характернейшая черта ее творчества — борьба романтизма и реализма — здесь выявляется яснее. Усиление реалистических элементов особенно явственно в маленьких, мастерски написанных рассказах — «Der Mondreigen von Schlaraffis», приближающихся к новеллам Г. Келлера и К. Ф. Мейера. Но под реальностью Г. понимала «героическую» реальность. Героев губит их демон [«Wallenstein», 1915, «Luthers Glaube» (Вера Лютера), 1916]; идея, которой они служат, переносится и в сферу символически возвышенного («Federigo Confalonieri», 1910). Сюжет остается романтическим, но тенденции к реализму сказываются так сильно, что Г. кладет в основу своих исторических романов — «Verteidigung Roms» (Защита Рима, 1906 г.), «Kampf um Rom» (Борьба за Рим, 1908) — тщательно обработанные исторические данные; то, что должно было стать историческим мифом, в процессе обработки слагалось из реалистических деталей. Однако основным движущим моментом является романтический демонический образ, отрицание рассудка и организованного действия. Гух защищает Гарибальди против Мадзини, Лютера — против Цвингли, Бакунина — против К. Маркса [«Michael Bakunin und die Anarchie» (Бакунин и анархия), 1923]. В соответствии с этими противоречиями своего творчества Г. с особенной любовью повествует о таких эпохах народных движений, как итальянское национальное движение и 30-летняя война в Германии [«Der grosse Krieg in Deutschland» (Великая война в Германии), 1912—1914], т. е. эпохах, когда действительность переплетается с легендой. И наконец в третий период своего творчества Г. становится патриоткой и верующей протестанткой и превращает стихийные творческие силы, о которых она говорила раньше, в божественные, как первоисточник всякого творчества [«Der Sinn der Heiligen Schrift» (Смысл Священного писания), 1919; «Entpers?nlichung», 1921; «Vom Wesen des Menschen, Natur und Geist» (О сущности человека, природы и духа), 1922; «Der wiederkehrende Christus» (Возвращающийся Христос), 1926]. Бесконечное, свободное развитие общества противопоставляется капиталистическому прогрессу. — Как рассказчица Г. считается одной из лучших в современной немецкой буржуазной литературе. Библиография : I. Дело доктора Деруги, перев. П. С. Бернштейн и Т. Н. Жирмунской, под ред. А. Г. Горнфельда, изд. «Время», Л., 1926. II. Gottlieb Eltriede. R. Huch. Ein Beitrag zur Geschichte der deutschen Lyrik, 1914; Walzel О., R. Huch. Ein Wort ?ber Kunst des Erz?hlens, 1916; Gilischewski Eva, Das Schicksalsproblem bei Huch, 1925; Goebel H., R. Huch, 1926. Ф. Шиллер

102

Литературная энциклопедия.