Значение слова ГУЦКОВ в Литературной энциклопедии

Что такое ГУЦКОВ

Карл [Karl Gutzkow, 1811—1878] — немецкий писатель, главный представитель «Молодой Германии». Сын придворного слуги, он провел свои юные годы в Берлине, где имел возможность наблюдать первые зачатки будущего индустриального города. Его лит-ое образование базировалось на последних произведениях классицизма и позднем романтизме. Июльская революция во Франции и ее отзвуки в Германии возбудили в Г. интерес к политической жизни и сочувствие делу пробуждающейся буржуазии, и он начал все более и более подпадать под влияние публицистики Л. Бёрне. В 1831 году Г. переехал в Южную Германию, где в то время происходила борьба вокруг требований, выдвинутых либеральной буржуазией. Здесь он становится «адъютантом» националистического демократа-буршеншафтера В. Менцеля и сотрудником его «Лит-ого листка» — «Literaturblatt» [1832—1834]. Но по мере того как Г. знакомится с идеями прогрессивной буржуазии по произведениям Бёрне и Гейне, а также утопического французского социализма (Сен-Симон, Ламенэ, Ж. Санд и др.), он отходит от романтическо-националистического мировоззрения и становится глашатаем складывающейся идеологии немецкой революционной буржуазии, пропагандируя свободу совести, личности, печати, эмансипацию женщины и т. п. В романе «Maha Gura, Geschichte eines Gottes» (Мага Гура, история одного бога, 1833) он восстает против церковно-религиозных верований, а в следующем своем знаменитом, хотя и слабом романе «Валли сомневающаяся» (Wally die Zweiflerin, 1835) он излагает мысли об эмансипации плоти и свободной любви в духе Ж. Санд и Байрона. В это же время Гуцков вместе с другими представителями молодой литературы собирается издавать журнал «Deutsche Revue» (Немецкое обозрение), но Менцелю, объявившему «Валли» произведением антиморальным, посягающим на основы

103 христианского государства и церкви, удалось натравить реакционные германские правительства на писателей так наз. «Молодой Германии». В 1835 Союзный совет запретил все их произведения (не только вышедшие, но и те, к-рые когда-либо будут написаны), а Г. даже пришлось сидеть за свою «Валли» три месяца в тюрьме. Написанное там сочинение «Zur Philosophie der Geschichte» (K философии истории, 1836) означает известный перелом в творчестве Г. в сторону примирения с существующим. После отбытия наказания он оказался во главе «Молодой Германии». Осенью 1836 начал издавать «Frankfurter B?rsenzeitung» (Франкфуртскую биржевую газету), а когда она в начале 1837 года прекратила свое существование, превратил ее приложение «Телеграф» в самостоятельный орган, издание к-рого с 1838 перешло к известной фирме «Гофман и Кампе» в Гамбурге. Годы редактирования этого журнала [1838—1842] являются апогеем славы и литературно-общественной деятельности Г. Он сумел собрать вокруг себя наиболее талантливых представителей молодой немецкой лит-ры (в их числе был и молодой Ф. Энгельс), образовав так наз. «праворейнскую» группировку «Молодой Германии», приверженцев Бёрне, которую противопоставлял «леворейнской» (Мундт, Лаубе и др. — сторонники Гейне). Но Г. не понимал движущих сил революционно-буржуазной мысли (левогегельянского движения), и спор «Молодой Германии» выродился в литературную склоку. Г. попытался было оздоровить движение ремесленным коммунизмом Вейтлинга, но вскоре вообще ушел со сцены общественной жизни. Основная заслуга Г. — в создании немецкой буржуазной драмы («Werner», 1840, «Ottfried», 1854, и др.). В «Richard Savage» [1839] он восстает во имя буржуазной свободы против угнетения бюргерства; в «Patkul» [1843] — против княжеского деспотизма; в главной и лучшей своей драме «Uriel Akosta» (Уриэль Акоста, 1847), переведенной на все европейские языки, Г. защищает свободу мысли от гнета церкви, в других он восхваляет буржуазные добродетели и патриотизм [отметим здесь его «Wullenweber», 1848, «Zopf und Schwert» (Косица и меч), 1844, «Pugatscheff», 1846, «Das Urbild des Tart?ffe» (Прообраз Тартюфа), 1847]. В революции 1848 Г. не принимал активного участия; уже с 1852—1862 он издает журнал «Unterhaltungen am h?uslichen Herde» (Беседы у домашнего очага) в жанре высмеянной им когда-то литературы для «семейного чтения». От драмы Г. теперь переходит к роману, к жанру, который был им надолго оставлен после «Blasedow und seine S?hne» [3 тт., 1838]; он — пионер реалистического стиля, отражающий настроения разочарованной революцией либеральной интеллигенции. Так в грандиозной картине немецкой общественной послереволюционной жизни — «Die Ritter vom Geiste» (Рыцари духа, 1850—1852) как господствующие,

104 так и угнетенные классы изображены испорченными и вся надежда возложена на интеллигенцию, «на рыцарей духа». В другом обширном романе «Der Zauberer von Rom» (Римский волшебник, 9 тт., 1858—1861) Г. указывает на опасность, грозящую со стороны католицизма. Но дальнейшие его романы, напр. «Hohenschwangau» [1867], очень слабы. Как немецкая либеральная буржуазия, так и ее идеолог Г. примиряется после 1848, из страха перед пролетариатом, с реакцией и становится противником рабочего движения, социализма и коммунизма; этот «человеколюбивый демократ» теперь советует «ответить на требования рабочих винтовкой наготове». И бывший борец за свободу мысли заключает мир с протестантской церковью. Таким образом Гуцков прошел все стадии развития немецкой либеральной буржуазии, отражая в своем обширном художественном творчестве смену последних проявлений классицизма и романтизма буржуазной драмой и реализмом. Библиография : I. Вернер, или сердце и смерть, Драма, перев. Н. П. М., «Пантеон», 1842, V—XII; Нерон, Трагикомед., перев. Буренина В., «Вестн. Европы», 1869, III, V—VII; Дети Песталоцци, Роман, СПБ., 1870; Немецкое общество после франко-прусской войны, «Вестн. Европы», 1877, VIII—X; Рыцари духа, Соц.-полит. и бытовой роман в 3 тт. и 9 кн., СПБ., 1871; Сквозь мрак к свету, Повесть, «Отеч. записки», 1870, IX—XI; Фриц Эльродт, Роман, СПБ., 1872; Уриэль Акоста, перев. Вейнберга П. И., «Отеч. записки», 1872, II, XI, XII [отд. изд. Ледерле, СПБ., 1895; изд. «Вятск. т-ва», СПБ., 1910; изд. Скирмунта (4-е), СПБ., 1905; Гиз, 1920 (Театр. отд. НКП), с предисл. П. С. Когана]; Пугачев, П., 1918; Gesammelte Werke, 12 Bde, 1870—1878; Reihe dramat. Werke, 4 Bde; Полн. собр. сочин., 20 тт., 1880; Избран. сочин., H. Hauben, 12 тт., 1903; изд. Gensel, 2 тт., 1908; изд. Р. M?ller, 4 тт., 1911. II. В. М. Р., Из истории немецкой литературы XIX в., «Русск. мысль», 1890, VIII; Брандес Г., Главные течения литературы XIX в. Немецкая литература, М., 1881 (и в собр. сочин. изд. «Просвещение»); Фогт М. и Кох М., История немецкой литературы от древнейших времен до настоящего времени, СПБ., 1901; Фриче В. М., Немецкие писатели и франко-прусская война, «Голос минувшего», П., 1915; Proelss Joh., Das Junge Deutschland, 1892; Houben H., Studien ?ber die Dramen K. Gutzkows, 1899; Его же, Gutzkow-Kunde, 1901; Его же, К. Gutzkow. Leben und Schaffen, 1908; Caselmann A., K. Gutzkow. Stellung zu den religi?seethischen Problemen seiner Zeit, 1909; Dreseh J., Gutzkow et la jeune Allemagne, 1904; Metis E., K. Gutzkow als Dramatiker, 1915; Maenner L., K. Gutzkow und der demokratische Gedanke, 1921 (и многочисленные работы на немецком и русск. яз. о «Молодой Германии»); Schinnerer O. P., Women in the life and work of Gutzkow, 1924; Palgen R., Hebbel und Gutzkow, 1925. Ф.П. Шиллер

Литературная энциклопедия.