Значение слова ГЕЙЗЕ в Литературной энциклопедии

Что такое ГЕЙЗЕ

Пауль [Paul Heyse, 1830—1914] — немецкий писатель. Вместе с Э. Гейбелем, Ф. Боденштедтом, Т. Лингом и другими образовал так наз. Мюнхенский кружок поэтов-эстетов, сторонников чистого искусства. Идеологически Г. выражает идеи немецкой буржуазии после революции 1848 г., когда ее основным лозунгом стало примирение с реакцией и отказ от политической борьбы. Победоносное шествие индустриализма и техницизма выразилось — в буржуазной идеологии — в вульгарном материализме, освободившем бюргерство от дальнейшего завоевательного наступления на идеологическом фронте, оправдывавшем эпикурейские настроения. В литературе буржуазия требует отказа от политики, от социальных проблем;

433 чем дальше писатель находился от социально-политических вопросов, тем большим художником он считался. Творчество Г., бывшего раньше политическим поэтом, — апология этого «чистого», «антитенденциозного» искусства. Произведения Г. проникнуты эротикой, стремлением к эстетизации жизни. Психология послереволюционного бюргерства выражена в повести «Последний кентавр», где проповедуется «языческое» наслаждение жизнью. Г. писал очень много. Некоторые стихи в его лирических сборниках («Skizzenbuch» — «Книга набросков», «Lieder und Bilder» — «Песни и картины», 1877; «Verse aus Italien» — «Итальянские стихи», 1880 и др.), как напр. «Auf den Tod eines Kindes» (На смерть ребенка) или «Ueber ein St?ndlein» (Через час), принадлежат к лучшим образцам немецкой лирики. Как драматург он также был весьма продуктивен, но не имел большого успеха (трагедии — «Meleager», 1854; «Hadrian», 1865; «Hans Lange», 1886; «Colberg», 1868 и «Maria Magdala», 1899; русский перевод Н. Бронштейна, «Мария из Магдалы», драма М., 1907); темы взяты частью из отечественной истории, частью из Библии. Ему также принадлежит ряд романов, из которых особенно большим успехом пользовались: «Kinder der Welt» (1873; Дети века, русск. перев. С-вой, 2 тт., СПБ., 1873), где изображена эмансипация немецкого бюргерства от прежнего пессимизма, и «Im Paradiese» (1875; русск. перев.: В раю, роман, под ред. Ранцова, 2 тома, СПБ., 1876), где описывается жизнь мюнхенских художников-эстетов. Другие романы («Ueber allen Gipfeln» — «Над всеми вершинами», 1895 г.; «Die Geburt der Venus» — «Рождение Венеры», 1909 и др.) — слабее. Из произведений Г. наибольшее значение для немецкой лит-ры имеют его многочисленные новеллы (свыше 100). Некоторые из них, как «L’ Arrabiada» [1853], «Andrea Delfin» [1862] или «Der Salamander» [1867], считаются наравне с новеллами Т. Шторма и Г. Келлера классическими в формально-художественном отношении. Г. также известен своими удачными переводами с итальянского («Italienisches Liederbuch», 1860, «Ital. Dichter seit der Mitte des 18 Jahrhunderts, 1889—1890»; 4 тт. «Ital. Volksm?rchen», 1914) и испанского («Spanisches Liederbuch», 1852). Вместе с Г. Курцем он издал «Deutscher Novellenschatz» (Сокровища немецкой новеллы, 1870—1876, 24 тт.), «Novellen des Auslandes» (Новеллы других стран) и др. Радикальное, мелкобуржуазное движение натурализма, снова выдвинувшее социальные вопросы, относилось к Г. отрицательно, как к эпигону; он, в свою очередь, изобразил героев нового движения сатирически в своем романе «Merlin» [1892]. Важны для понимания Г. его воспоминания «Jugenderinnerungen und Bekenntnisse» (Воспоминания юности и признания, 1900). Библиография: I. Русск. перев., кроме указанных в тексте: Несчастная Елена и слепые, перев. Хашкеса, СПБ., 1875; Маркиза, М., 1878; Она ждала, Новелла, М., 1891; Собр. сочин. Гейзе, т. I. В раю, перев. Ю. Айхенвальда, под ред.

434 А. Гретман; т. II. Дети века, перев. А. Гретман, изд. Н. Клочкова, М., 1911—1912; Gesammelte Werke [1871—1914], 38 тт., новое изд., 1924, 15 тт.; Dramatische Dichtungen, 1864—1905, 38 тт. Переписка с Т. Штормом (hrsg. von G. Plottke, 1917—1918), с Г. Келлером (hrsg. von Kalbeck, 1914). II. Брандес Г., П. Гейзе, статья в сборнике «Новые веяния» (Moderne Geister), СПБ., 1889 (и в «Собр. сочин.» Брандеса, изд. «Просвещение»); В. М. Р., Из истории немецкой лит-ры XIX в., журн. «Русск. мысль», 1890, XI; Корш В., Всеобщая история лит-ры, т. IV, СПБ., 1892; O. Kraus, P. Heyse’s Novellen und Romane, 1888; Petze E., Paul Heyse als Dramatiker, 1904; Его же, Paul Heyse, ein deutscher Lyriker, 1913; Klemperer V., Paul Heyse, 1910; Raff Heb, P., Heyse, 1910; Spiero, Paul Heyse, 1910; Farinelli, Paul Heyse, 1913; Rose E., Das soziale Empfinden Paul Heyse’s, 1926; Zincke P., Paul Heyse’s Novellentechnik, 1927. Ф. Шиллер

Литературная энциклопедия.