Значение слова ГЕЙЕРСТАМ в Литературной энциклопедии

ГЕЙЕРСТАМ

Густав [Johan Gustaf af Geijerstam, 1858—1909] — шведский писатель. В годы студенчества был связан с кружками радикально настроенной молодежи. Лит-ую работу начал как журналист. Вначале Г. примыкает в реалистическому направлению. Главным объектом творчества в первых его произведениях является крестьянство (сборник новелл «Gr?kallt» — «Холодная, серая», 1882; «Рассеянные облака», 1883; «Бедные люди», первая серия, 1884). Тема этих сборников, имевшая злободневный интерес для Швеции 80-х гг., углубленный психоанализ, легкий яз., не лишенный юмора, сразу завоевали Г. популярность среди читательских масс. В 1885 вышел его первый роман «Эрик Гране», затем в 1887 «Пастор Халлин». Эти оба романа анализируют психологию юношества,

431 персонажи взяты из хорошо знакомой писателю студенческой среды Упсальского университета. Г. пишет также ряд очерков из деревенской жизни — «Tills widare» [1887], сборник — «Рассказы Фогта» [1890], «Бедные люди» — вторая серия [1889] и др. В 90-х гг., под влиянием все растущего интереса к модернизму, Г. ослабляет в своих вещах струю бытовизма — психологические темы даются не столько в бытовом, сколько в лирическом плане. Г. становится своеобразным импрессионистом-лириком, отмечающим «неуловимейшие» душевные колебания, переходы настроений, зарождение мгновенных симпатий и антипатий. Вопросы брака и семьи — излюбленная сфера Г., герои его произведений — среднее чиновничество и мелкобуржуазная интеллигенция 90-х гг., которая под влиянием растущего капитализма переживает глубокий кризис. Она на распутьи между буржуазией и пролетариатом. Не чувствуя в себе сил решительно, резко стать на сторону того или другого класса, она отходит от общественности, замыкается в кругу узко личных, мелкоиндивидуалистических интересов и переживаний. Г., типичного интеллигента, занимает не коллектив, а человек сам по себе. Даже такую излюбленную им тему общего значения, как семья, он разрабатывает как вопрос индивидуальной биографии, независимой от общественных отношений. Распад семьи связан у Г. с общей обреченностью его героев: над ними тяготеет рок, они не умеют ковать своей судьбы и гибнут от собственной бесхарактерности. Такова общая тенденция его наиболее популярных вещей: «Голова Медузы» [1895], «Борьба за любовь» [1896], «Крайние шхеры» [1898], «Комедия брака» [1898], «Власть женщины» [1901]. Выход для героев Г. усматривает в примирении с действительностью, в самопожертвовании и отказе от личной жизни ради детей. При общей специализации Г. на темах узко семейных естественен его интерес к детской психологии: «Мои мальчики» [1896] и особенно «Книга о маленьком братце» [1901] — лучшее из всего написанного Г. в этом жанре. Без детских характеров, очерченных внимательно и любовно, не обходится ни один роман Г. Как бы ни менялась тематика Г., романы его написаны в том же индивидуалистическом плане, к-рым и определяется их изощренный психологизм. Все они построены на анализе душевных переживаний одного, много двух-трех действующих лиц. Его герой, — будь то капиталист, гибнущий под железной пятой конкуренции, или рабочий, испытывающий все невзгоды своего социального положения, — остается одинокой, отколотой от своего коллектива личностью. Он лишен чувства своей классовой принадлежности и не понимает, что его судьба связана с судьбой класса в целом. Отсюда — отсутствие перспектив и сознание безвыходности. Таковы романы: «Борьба душ» [1904],

432 «Сон Карин Бранд» [1905] и «Заблудившиеся в жизни» [1897]. Особенно ярко проявилась индивидуалистическая и пессимистическая философия Г. в романе «Вечная загадка» [1907]. Герой романа, интеллигент, смолоду горевший желанием служить обществу, благоговейно чтивший труд и общественное дело, к концу убеждается, что труд во всех формах — «пустой мираж», и уходит из общества, чтобы в одиночестве забыть о бессмысленности своего существования. Рабочий вопрос, затрагиваемый в романе «Роковые силы» [1907], трактуется с точки зрения мелкобуржуазного интеллигента. Г. робко указывает на единство и активность рабочего класса, как на контраст интеллигентской распыленности и жизненной бесцельности. Новые нотки слышатся в романе «Старая помещичья аллея» [1908], где изображена аристократка, стремящаяся к самостоятельной жизни и порывающая со своей средой. Г. много работал для театра. Написал ряд комедий и драм, преимущественно из народной жизни: «Свекор» [1888], «Олеон и его жена», «Большой класс и маленький класс» и др. В 1892 выпустил сборник сатирических стихотворений и ряд литературно-критических статей, составивших два тома [1883 и 1894]. Личные воспоминания Г. напечатаны в «Bouncers m?nasn?ften» («Ungdomsf?rs?k Mannen, 1908). Романы и новеллы Г. пользовались большой популярностью как в Швеции, так и за границей. Г. интересен как выразитель упадочных настроений мелкобуржуазной интеллигенции. Библиография: I. На русск. яз.: Полн. собр. сочин., 10 тт., изд. «Современные проблемы», М., 1907—1912 (т. I, Комедия брака, со вступит. ст. Ю. Веселовского; т. II, Роковые силы, т. III, Голова Медузы, предисл. Г. Банга; т. IV, Вечная загадка, Маленький Свен; т. V, Власть женщины; т. VI, Трагедия одной жизни; т. VII, Мать и сын; т. VIII, В тумане жизни, Старые письма; т. IX, Мечты и действительность; т. X, Борьба душ). Были также отдельные издания Универсальной библиотеки» и др.; Pastor Hallin, 1887; Erik Grane, 1897; Vilse i lifvet, 1897; ?ktenskapets Komedi, 1898; Boken am Lille-Bror, 1901; Nils Tuf vesson och hans mader, 1902; Skogen och sj?n, ber?ttelser, 1903; Sj?larns Kamp, roman, 1904. II. Кроме указан. вступит. ст. Ю. Веселовского при I т., см. еще: Его же, Шведская литература наших дней («Лит-ые очерки», т. II, М., 1910); Валентинов Н., Густав Гейерстам, газ. «Киевская мысль», 1910, № 31, 31 янв.; Протопопов М., Два миросозерцания (Влад. Соловьев. Г. Гейерстам), «Русск. мысль», 1898, VII; J?rn G., Svenska diktarportr?tt, 1924. Б.

Литературная энциклопедия.