Значение слова АТЕЛЛАНЫ в Литературной энциклопедии

АТЕЛЛАНЫ

древнеримские народные комедии, названные по имени Осского городка в Кампании Ателлы (совр. Аверса). По своему происхождению, А. — сложившаяся отчасти под греческим влиянием кампанская народная буффонада, к-рая, повидимому, особенно привилась в г. Ателлах; отсюда, вероятно, и название. В конце IV в. до христ. эры эта комедия была заимствована римлянами, вообще склонными по своей природе, подобно другим жителям Италии (и современным итальянцам), к остроумной импровизации. Первоначально А. были совершенно импровизированными пьесами; обыкновенно они ставились вслед за трагедией, как водевиль, для увеселения народа после серьезной пьесы. В начале I в. до христ. эры эти безыскусственные комедии получили лит-ую обработку со стороны двух авторов — Помпония и Новия, — но от их А. сохранились лишь заглавия и

275 скудные отрывки. Главною особенностью А. были определенные постоянные маски актеров, к-рыми высмеивались известные социальные типы. Главных масок было четыре: 1. Макк — изображающий дурака, обжору и ловеласа; он бритый, с ослиными ушами, горбатый; 2. Буккон — толстощекий обжора с огромным ртом, болтун и хвастун; 3. Папп — глупый старик, богатый, скупой и честолюбивый; 4. Доссен — злой горбун, провинциальный квази-философ, шарлатан. Пьеса состояла из ряда комических положений этих масок; завязка действия (так наз. tricae, отсюда «интрига») была несложна. А. отражали деревенский и провинциально-мещанский городской быт; они поддевали не только мелкобуржуазную среду, но, как пьесы в духе народной массы, естественно высмеивали (ср. маску Паппа) и представителей крупных провинциальных землевладельцев (напр. в одной пьесе высмеивался богатый и честолюбивый кампанский помещик, к-рому изменяет жена). А. не воздерживались и от политической сатиры на высшие классы; осмеивалось и модное увлечение интеллигенции греческой философией (ср. маску Доссена) ; были пьесы и пародийного характера. А. отличались большой грубостью и часто скабрезностью содержания; писались они нелит-ым латинским яз. С середины I в. до христ. эры А. стали вытесняться мимом (см.) , но они существовали и при императорах (даже в III в. христ. эры), вызывая их гнев за оскорбления их особы (имп. Калигула сжег посреди амфитеатра одного автора А.). — В XVI в. маски А. вновь появляются в народной итальянской комедии (commedia dell‘arte). Ср. Пульчинелла (Полишинель) и Бригелла (рим. Макк, Буккон), Панталоне и Дотторе (рим. Папп и Доссен). Отголоски А. сильно чувствуются и в современной итальянской народной комедии (тип Пульчинеллы, соотв. русскому «Петрушке»). Библиография: Ribbeck, Gesch. d. r?m. Dichtung, Stuttg., 1894; Dieterich, Pulcinella, Lpz., 1897; Нажотт, История латинской лит-ры, М., 1914. Н. Дератани

Литературная энциклопедия.