(трезвенническое) — процесс целенаправленного, систематического формирования трезвой личности; формирование способности жить согласно трезвым нормам и принципам трезвенной морали с целью воплощения их в практической деятельности.
В ходе В.т. осуществляется развитие разумной, сознательной личности, отвергающей всякое употребление опьяняющих веществ, строящую свою жизнь без мифов и иллюзий, на принципах здравомыслия, здравосозидания, здравотворчества, правильного поведения и духовно-нравственных ценностей своего народа. Понятие В.т. включает в себя разнообразные формы жизнедеятельности человека, которые существуют вопреки идеологии опьянения.
В.т. может быть противоречивым. Противоречия В.т. разнообразны. К ним относится прежде всего превращение идеальной просветительской деятельности в единственный источник и причину трезвеннического развития людей, что приводит к отрыву теоретического трезвенного воспитания от воспитания практикой. Происходит рассогласование (разрыв) между двумя сторонами единого процесса формирования трезвого человека: общественной практикой, проблемами её совершенствования и специальной, целенаправленной трезвеннической деятельностью. Это связано с тем, что в нашем обществе усилия воспитателей направлены в основном на «приспособление» (адаптацию) воспитанников к наличным условиям общественной жизни, сведению их личных интересов к общественным, к обеспечению дисциплины и порядка (от семейного, учебного, до производственного коллектива), к формированию «удобного», послушного человека. Но у трезвого человека требования дисциплины, порядка, ответственности органично сочетаются с активностью, направленной на совершенствование окружающей жизни, сферы своего труда, быта, общения. И если адаптивный характер В.т. оказывается чрезмерным, то это чревато многообразными опасностями как для самого человека, так и для общества. Прежде всего происходит духовное подавление человека, основной принцип его дальнейшего развития — нравственное самосовершенствование — не имеет для него практической ценности и значения.
Самовоспитание является моментом трезвенного воспитания, производно от него. Если идея самовоспитания слабо представлена в В.т., то это показатель существенных недостатков всей нравственно-воспитательной деятельности. Широкое распространение получают назидательные, порицательные и поощрительные методы В.т., а сам воспитуемый превращается в пассивного потребителя трезвенной информации. Но знание трезвеннических норм далеко не тождественно самим этим нормам, реализуемым в реальном поведении. На практике подобные трезвенные усилия нередко предстают как безрадостная и безуспешная борьба одних людей с другими или человека с самим собой, оборачиваются результатами, противоположными целям В.т.
В.т. вплетено во все виды человеческой деятельности. Именно деятельность, в которую включён человек, является основной формой его В.т. В.т. — это прежде всего практич. процесс, который имеет не просветительскую, а практически преобразовательную направленность. В.т. — это всегда процесс взаимодействия, сотворчества людей, в ходе которого происходит избирательное освоение социокультурного опыта, формирование определённых нравственных качеств. В.т. — это постоянная, напряжённая работа по гуманистическому преобразованию реальной жизни.
Отдельные вопросы трезвенного воспитания затрагиваются в видеолекциях В. Г. Жданова и В. П. Кривоногова.