— одна из составляющих ориентации ценностной, обуславливающая, в частности, трезвенную направленность личности. Основными структурными элементами О.м. можно назвать : а) объект, выступающий в форме моральной ценности; б) способность субъекта проникнуться идеей данной ценности, т.е. готовность и настроенность личности на определённую линию поведения, в данном случае на трезвый образ жизни.
На формирование О.м. индивида огромное влияние оказывают как общественная мораль, выраженная в определенных нравственных нормах, так и общественная психология — привычки, настроения, чувства, характерные для среды, окружающей человека. Общественное сознание может воздействовать на личность в форме обыденных представлений и системы знаний, а также в императивно-повелительной форме — в виде определенных требований.
Как звено внутренней структуры личности с точки зрения собриологии О.м. представляет собой совокупность трезвенных качеств и одновременно является движущей силой в процессе трезвенной деятельности индивида, оказывая тем самым обратное влияние на сложившуюся в конкретном обществе систему моральных ценностей, способствуя зарождению и усвоению трезвенных представлений. О.м. отражает своеобразную иерархию моральных ценностей в сознании индивида, определяет устойчивое трезвенное ядро, на основе которого трезвая личность способна последовательно действовать.
Моральные ценности, на которые ориентируется человек, образуют особую систему представлений о добре и зле, характер которых всегда обусловлен конкретно-историческим уровнем общественно-экономического развития, культуры и т. д. Критерием О.м. может служить ориентированность на трезвенные ценности, что проявляется в трезвенной деятельности индивида, в результатах его поступков — т.е. в том, насколько они способствуют совершенствованию межличностных отношений и главной ценности — самого человека, его свободного от алкоголя развития.