Значение ГЮНТЕР, ХАНС в Энциклопедии третьего рейха

ГЮНТЕР, ХАНС

(Gunther), (1891-1968), немецкий антрополог и этнолог, публицист, профессор Йенского, Фрейбургского и Берлинского университетов. Родился 16 февраля 1891 в Фрейбурге. Учился в университетах Йены, Берлина и Фрейбурга. Его многочисленные труды о расе помимо очевидной научной интуиции держались на преувеличенном героико-созидательном мистицизме. Книга Гюнтера "Краткая этнология германской нации" (1929) разошлась тиражом свыше 275000 экземпляров и выдержала множество переизданий. Теория Гюнтера играла важную роль в обеспечении идеологических основ национал-социалистического расизма. В 1931, несмотря на сильное противодействие профессорско-преподавательского состава, он был назначен профессором этнологии только что открытой кафедры расовых исследований Йенского университета. Его теория рассматривала представителя нордической расы как идеальный расовый тип, предназначенный быть противоположностью евреям, как продукту низкого происхождения, созданному в результате смешения рас. Согласно Гюнтеру, существует 5 европейских рас: нордическая, средиземноморская, динарская, альпийская и восточно-балтийская. Среди них величайшей созидательной силой истории являлась нордическая раса. Еврейская раса даже не принадлежала к европейской, была посторонней расой, "продуктом брожения и нарушения, клином, вбитым Азией в европейскую структуру". Евреи были одной из тех ненордических рас, которые несли ответственность за такие разрушающие движения как демократия, парламентаризм и либерализм. Задачей созидательной нордической расы было расширение собственных полезных наследственных наклонностей. "Мы всегда должны придерживаться той мысли, что если мы не хотим погибнуть как раса, то вопрос заключается не только в предпочтении нордического супруга, но, главное и прежде всего, в необходимости содействия нашей расе с помощью брака обеспечить победоносный результат при рождении. Молодежь, - предупреждал он, - должна ориентироваться на органическую философию жизни, произрастающую из народа и родной земли. Эта философия должна соответствовать законам жизни и противостоять любому проявлению индивидуализма. Она должна постоянно искать образцы для духовного руководства в прагерманском мире, "который являлся выражением нордической сути". Гюнтер рассматривал 1-ю мировую войну как поистине гражданскую войну, сопоставимую с Пелопоннесской войной, с ее расово разрушительными результатами. Он предлагал миру нордическую идею на краю бездны. Если корни пущены в совершенной нации, говорил Гюнтер, нордическая теория приведет к эпохе гармонии и мира. "Нордическая идея должна расшириться в общенордический идеал. По своей сути и природе идеал всех представителей нордической расы неизбежно будет в то же время идеалом святости и неприкосновенности мира среди всех германоязычных народов". Воля нордически мыслящих людей должна охватывать столетия, пресекать незаконнорожденность и нечистокровность, угрожающие истинной цивилизации, и должна евгенически очистить нордические ряды от всех разрушающих элементов. Нордическое движение в конце концов стремится определить дух века и еще более извлечь его из себя. Если хладнокровно не овладеть этой твердой уверенностью, то не будет смысла и надобности в дальнейшем осмыслении учения Гобино". Расовая теория Гюнтера постепенно превратилась в фундамент, на котором покоился Третий рейх (см. Расовая доктрина ). Его взгляды, сходные с аналогичными взглядами Артура де Гобино и Х. С. Чемберлена, стали доктриной национал- социализма, а сам он считался официальным трибуном нацистской идеологии. Он умер во Фрейбурге 25 сентября 1968.

Энциклопедия третьего рейха.