Значение ЭЙСЛЕР ХАНС в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЭЙСЛЕР ХАНС

(Eisler) Ханс (6.7.1898, Лейпциг, - 6.9.1962, Берлин), немецкий композитор и общественный деятель (ГДР), член Немецкой академии искусств. В 1919-23 изучал композицию в Вене под руководством А. Шёнберга. В 1924 переехал в Берлин. В начале творческого пути находился под влиянием своего учителя. Прогрессивные взгляды, изучение марксизма и сближение с революционным движением повлекли за собой демократизацию искусства Э. Работал в тесном контакте с Э. Вайнертом ,Б. Брехтом и Э. Бушем (последний стал исполнителем многих массовых песен Э.), преподавал и выступал в рабочих хоровых кружках, создал много рабочих песен, маршей, баллад актуального политического содержания ('Песня солидарности', 'Песня безработных', 'Песня единого фронта', 'Красный Веддинг', 'Коминтерн' и др.), став одним из основоположников нового стиля массовой революционной песни. Наряду с песнями создал произведения крупной формы, в том числе музыку к театральным постановкам ('Мероприятие', по либретто Б. Брехта, 1930), 'Реквием памяти Ленина' (1937). После фашистского переворота эмигрировал. С 1938 жил в США, работал в Голливуде, в 1948 был выслан из США по обвинению в 'антиамериканской деятельности'. С 1948 жил в Берлине, став активным участником строительства музыкальной культуры ГДР. С 1950 вёл класс композиции в Немецкой академии искусств, теорию музыки в Высшей музыкальной школе (ныне носит его имя), был в числе основателей Союза композиторов и музыковедов ГДР. Среди наиболее значительных произведений Э. - кантаты 'Немецкая симфония' (1937), 'Серенада века' (1950), 'Ковровщики из Куян-Булака' (1957), симфонический триптих 'Песня о мире' (1951). Для лучших произведений Э. характерно соединение интонаций массовых и революционных песен с многообразными средствами музыкальной выразительности. Он использовал полифонию и атональную музыку, элементы джаза, интонации нар. песен. Большое значение в вокальной музыке Э. имеет ритмическое начало как организующий фактор музыкальной формы, широко используется речитатив, в симфонической музыке - сложная и изысканная оркестровка. Автор Национального гимна ГДР (слова Б. Брехта). Национальная премия ГДР (1949, 1958).

Лит.: Друскин М., Ганс Эйслер и рабочее музыкальное движение в Германии, М., 1934; Реблинг Э., Ганс Эйслер, 'Советская музыка', 1957, | 6; Нестьев И., Ганс Эйслер и его песенное творчество, М., 1962.

М. М. Яковлев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.