(?????????, ??????????, ??????????, ??????????, ?????????, ????, у римлян ? Proserpina) ? дочь Деметры (Цереры), супруга Аида (Плутона), неразрывно связанная в сказаниях и культе с этими двумя божествами, богиня плодородия и произрастания, властительница царства мертвых. П. и Деметра обыкновенно упоминаются как "две богини" (?? ???) с эпитетами владычиц, цариц, великих богинь. Культ П. относится к глубокой древности и коренится в земледельческом характере народного быта. К этой же отдаленной эпохе относится представление о П. как о подземной богине, почитавшейся в местностях, которые изобиловали ущельями и пропастями, ? а таких местностей в Греции было много. Средоточием сказаний о П. служит миф о похищении ее Аидом. Как подруга подземного царя, П. представляется грозной и мрачной богиней смерти. На это указывает и происхождение ее от Деметры-Эринии и грозного бога Посейдона. Некоторые феогонии называют П. дочерью Стикса, елевзинское учение ? его сестрой. Как дочь Деметры и Зевса, П. представлялась в образе веселой, юной и прекрасной девушки и была приобщена к резвым нимфам, устраивавшим весенние хороводы. Сказание о похищении П. было подробно разработано представителями елевзинского и орфического вероучений. Местом похищения П. в древнйших сказаниях считался Океан, позднее ? Елевзис и другие местности на греческом материке, на Крите, в Карии, Понте и Сицилии. Поэзия и изобразительное искусство выделили в сказании два главных момента: похищение П. во время собирания ею цветов (так наз. ?????????) и скитание Деметры в поисках за дочерью. Когда человеческому роду стала угрожать гибель от голода ? так как земля, оставленная Деметрой, перестала быть плодородной, ? Зевс решил восстановить права матери и примирил Деметру с Аидом, согласившимся отпускать П. ежегодно на свидание с матерью на срок от весны до осени. В этом мифе символизирована смена времен года, чередование расцвета и увядания, переход от жизни к смерти. Позднее П. стали смешивать с Гекатой, богиней таинственного начала и ночных страхов. Двойственный характер П. отразился и в культе: весенние праздники ее были веселые, осенние ? таинственные. К весенним праздникам относятся так называемые малые мистерии и Антесфории (в Пелопоннесе и Сицилии), к летним и осенним ? Елевзинии, Фесмофории, Феогамии, Анакалиптерии, Хтонии и др. Точно так же в искусстве мы встречаем П. то как подземную богиню, сидящую на троне рядом с Аидом, то как богиню плодородия и растительной жизни, вместе с Деметрой. В первом случае атрибутом ее служил гранат, во втором ? колосья, мак, нарцисс и пр. Прозерпина, соответствовавшая в римской мифологии подземной П. греческого мифа, рассматривается то как самостоятельное италийское божество произрастания (ср. proserpere), причем сходство в названиях греческом и латинском считалось случайным, то как греческая богиня, принятая в число италийских божеств. Ср. Preller, "Demeter u. Persephone" (Гамбург, 1837); Overbeck, "Griech. Kunstmytho l ogie. IV т.: Demeter u. Kora" (Лейпциг, 1878); F orster, "Raub und Ru ckkehr der Persephone" (Штутгардт, 1874).
Н. О.