(Прозерпина)
Греческая богиня доэллинского происхождения, которую называли также "Корой", то есть "девой". Впоследствии Персефона стала считаться дочерью Зевса и Деметры. История о том, как Дит (Плутон, Аид) похитил Персефону, удерживая ее ежегодно по полгода (или две трети года) в подземном царстве, отражает периоды сельскохозяйственного цикла, а также умирание и возрождение растительной природы. В качестве царицы преисподней Персефона встречает Орфея, когда тот спускается в Аид в поисках Эвридики. О похищении Персефоны (Прозерпины) упоминает Мильтон в четвертой книге "Потерянного рая":
"Не так прекрасна Энна, где цветы
Сбирала Прозерпина, что была
Прекраснейшим цветком, который Дит
Похитил мрачный..."
В средние века легенда о Прозерпине была известна в Европе по произведениям Овидия, в "Морализованном Овидии" ( см. Овилий ) эта легенда приобретает новое христианское содержание, которое подразумевал Данте, когда сравнивал с Прозерпиной свою Мательду - девушку, встреченную им в Чистилище. Изображения Прозерпины наряду с изображениями Деметры и Плутоса часто встречаются на римских саркофагах. Образ Прозерпины волновал Тернера и Рембрандта; статуи Прозерпины входят в скульптурные группы Бернини, Джованни из Болоньи и Франсуа Жирардона; "Похищение Прозерпины" последнего находится в садах Версаля. В литературе образ Прозерпины обычно используется как символ смерти, но смягченный, женский:
"В Петрополе прозрачном мы умрем,
Где властвует над нами Прозерпина.
Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем,
И каждый час нам смертная година.
Богиня моря, грозная Афина,
Сними могучий каменный шелом,
В Петрополе прозрачном мы умрем,-
Здесь царствуешь не ты, а Прозерпина"
(О. Мандельштам)