Значение слова НИОБА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

НИОБА

В греческой мифологии дочь Тантала, жена царя Фив Амфиона. Обладая многочисленным потомством (согласно Гомеру, у Ниобы было шесть сыновей и шесть дочерей; но Гесиоду и Пиндару, десять сыновей и десять дочерей; начиная с афинских трагиков, Ниобе приписывали семь сыновей и семь дочерей, Aul. Gell. XX 7), Ниоба возгордилась перед Лето, имевшей только двоих детей: Аполлона к Артемиду. Разгневанная богиня пожаловалась на Ниобу своим детям, которые стрелами из луков убили всех детей Ниобы (Ниобидов): Аполлон поразил юношей, Артемида — девушек. Потрясённый гибелью детей, Амфион покончил с собой, а сама Ниоба окаменела от горя. Существовала версия мифа, согласно которой Артемида сжалилась над самой младшей дочерью Ниобы , а также вариант: в живых остался младший сын (Apollod. III 5, 6; Paus. II 21, 9; V 16, 4).

Согласно одной из версий мифа, Ниоба после гибели детей и мужа вернулась на родину; увидев отца, обречённого богами на мучительное испытание (пребывание под нависающей над ним скалой), не могла более переносить все выпавшие на её долю страдания и взмолилась Зевсу, чтобы он превратил её в камень (Apollod. III 5, 6). По другой версии, Ниоба оцепенела без божественного вмешательства, как только увидела гибель детей; ветер унёс её окаменевшую фигуру на вершину горы Сипил в Лидии, где из глаз Ниобы продолжали вечно литься слёзы (Ovid. Met. VI 302 — 312).

Лидийская родословная Ниобы и негреческий характер её имени указывают на малоазийское происхождение образа Ниобы . Поскольку не вызывает сомнения и принадлежность Лето к малоазийской (ликийской) религии, то в основе сказания о Ниобе лежит, вероятно, культовое соперничество двух женских божеств. Превращение же Ниобы в камень на вершине скалы отражает распространённый в фольклоре многих народов мотив отождествления скалы, напоминающей по форме человеческую фигуру, с окаменевшей женщиной (Paus. I 21, 3).

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.