Значение слова ДИФИРАМБ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ДИФИРАМБ

Дифирамб (diJuramboV) - особый вид древнегреческой лирики,развивавшийся в связи с вакхическим культом Диониса, или Вакха,названный одним из эпитетов этого божества и отражавший на себе чертыбога вина, необузданного веселья и душевных страданий. Местамипервоначального происхождения Д. предание называло Фивы, Наксос, Коринф,издревле прославленные чествованием Диониса. По словам Платона, рождениеДиониса было древнейшим предметом дифирамбических песнопений,посвященных различным событиям из жизни этого божества-героя. Какнародная песня или восторженная импровизация, зарождавшаяся средипраздничного шума и общего возбуждения, Д. составлял исконнуюпринадлежность Дионисова культа; напротив, литературная обработка егоначалась сравнительно поздно: наиболее раннее упоминание о Д.встречается в отрывке (77) Архилоха, поэта начала VII в. до Р. X., аАриан, Лас и Пиндар, к именам которых предание приурочивало самоеизобретение Д., создали совершеннейшие образцы его, установили прочноего форму и содержание, равно как и способы его исполнения. Онираспространили дифирамбическую манеру обработки сюжетов на другиебожества, на многих героев и героинь, жизнь которых, многострадальная иполная приключений, способна была настроить поэта на такой же лад, как иприключения Диониса. Названные поэты жили в VI и V вв. до Р. X. Согласнос характером культа, которому он принадлежал по преимуществу, Д., вцветущую пору своего развития, представлял собою гармоническое сочетаниепоэзии, музыки, танцевальных движений, мимики; в самом тексте Д.соединялись элементы лирики, эпоса и драмы, ибо здесь была и повесть оприключениях героя, и лирические излияния по поводу рассказанныхсобытий, и драматический диалог между исполнителями Д. Торжественностьтона, состоявшая в подборе изысканных слов и смелых оборотов, отвечалапервоначальному назначению Д. - служит выражением праздничногонастроения почитателей Диониса, легко переходившего в состояниеисступления, неудержимого веселья или горя. Что было плодом собственногорелигиозного возбуждения у поэтов более ранних, каковы Лас, Симонид,Пиндар, Вакхилид, то обращалось нередко у их преемников в ходульнуюнапыщенность и смешную высокопарность. От Аристофана, противника всякихновшеств, дошли до нас образчики насмешек над позднейшими дифирамбиками.Довольно обстоятельное определение Д. дает Прокл ("Chrestom." 14, "Phot.Bibl." р. 320). Огромная литература Д., за весьма скудными исключениямипотеряна; тем ценнее сохранившийся изящный отрывок Д. Пиндара ("Dion. decompos, verb." 22). Литературная история Д. начинается с опытов Ариона, уроженцаобильного виноградниками Лесбоса, прибывшего в Коринф ко двору Периандра(628 - 585) из южной Италии, где память греч. героев праздновалась сбольшою торжественностью. С этого времени Д. составлялись поэтами ссоблюдением характерных особенностей в стихотворной композиции, вподборе выражений и в музыкальном аккомпанементе и назначались длямимического исполнения так наз. циклическими хорами в определенныепраздники Диониса, вокруг жертвенника; дифирамбическим инструментом былафлейта. Д. хор состоял впоследствии из 50 человек. Ариону принадлежалосоставление хоров из сатиров, ближайших спутников божества, называвшихсякозлами (tragoi), откуда и термин trag-odiа - песня козлов, сатиров, атакже распространение Д. на других героев и богов, хотя это последнееприписывалось и более позднему поэту, Ласу; наконец, к Ариону следуетприурочивать начатки трагедии и в том смысле, что в Д. лирические частистали правильно чередоваться с рассказом корифея хора (exarcwn) оприключениях героя. Во всяком случае Д. принадлежит важная роль вистории трагедии и театра: он не только разработал стихотворные формы,пригодные для античной драмы, но приготовил в большой мере и сценическуюобстановку ее. Высшего развития Д. достиг в Афинах, где ежегодныйчествования Диониса со времени Пизистрата и сыновей его получилиграндиозные размеры: здесь только примыкавшая к Д. трагедия имелагениальных мастеров и произвела на свет бессмертные образцы; здесь же Д.продолжал развиваться, независимо от драмы, в том направлении, какоедано было ему другом Гиппарха, Ласом из Германы. Поэт, композитор иучитель музыки, Лас усилил музыкальный аккомпанемент Д. и освободил этотвид лирики от дробления на строфы и антистрофы, благодаря чемуоткрывался простор самым сложным ритмическим образованиями иобеспечивалось дальнейшее самостоятельное развитие музыки и мимическогоискусства; в этой форме Д. благотворно воздействовал на успехи греч.музыки вообще. Первенствующее значение в трагедии принадлежало тексту, вдифирамбе - музыке. Лас устроил публичные состязания дифирамбическиххоров на Дионисовых празднествах. Впоследствии драматическиепредставления на так наз. больших Дионисиях в Афинах предварялисьсостязаниями дифирамбических хоров детей и взрослых мужчин; блестящаяпостановка этих хоров составляла одну из тяжелых повинностей для богатыхграждан. В Афинах исполнялся и Д. Пиндара, ученика Ласа; здесь выступаламногочисленные дифирамбические поэты, по происхождению при надлежавшиеразличным частям Эллады. В позднейшей древности некто Дамагет изГераклеи посвятил особое сочинение дифирамбическим поэтам. Уцелевшиеназвания Д. указывают на разнообразие их по содержанию: "Данаиды"."Одиссей", "Ниоба", "Персефона", "Гименей" и т. п. Благодарямногосторонности содержания и той легкости, с какою музыка Д.,господствовавшая над текстом, приспособлялась к новым вкусам и понятиям,этот вид лирики, хорошо известный Цицерону и Горацию, замер только сосмертью того культа, часть которого он составлял. См., кроме общихкурсов истории греч. литературы и поэзии: Lutke, "De Graеc. dithyrambiset poetis dithyrambicis" (Б., 1829) и Schmidt, "Diatribe in dith.poetarumqne dith. reliquias" (Б., 1845). Ф. Мищенко.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.