Значение слова АРТЕМИДА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

АРТЕМИДА

родилась в Ортигии, около Делоса, помогла Латоне перебраться через пролив, где та родила Аполлона. Покровительница родов - т.к. мать произвела ее на свет без боли. Она отобрала себе в свиту девятилетних нимф, они отправились в кузницу первых циклопов, где ей выковали лук и стрелы. Пан подарил ей щенят для охоты. Первые две стрелы она пустила в деревья, третью - в дичь, четвертую - в город несправедливых (?). Речной бог Алфей влюбился в нее и гонялся по всей Греции. Артмида и ее подруги вымазали лица белой глиной (в Элиде) и стали похожи друг на друга. Алфей убрался под их смех. Натравила собак на Каллисто, превратив ее в медведицу, когда в нее влюбился Зевс (Зевс явился Каллисто в виде Аполлона). Зевс превратил Каллисто в созвездие. В Эфесе ее символами были финиковая пальма, олень и пчела.

На Пелопоннесе Артемида была тесно связана с культом деревьев. Иногда ее называли Лигодесма, поскольку ее образ был связан с ивой.

Кариатидой или Кедреатидой - по названиям деревьев каштана и кедра. Значительную роль в большинстве ее культов, приверженцами которых были как мужчины, так и женщины, играли пляски и маскарады самого фривольного и даже непристойного характера. В храме Артемиды Лимнатиды на границе Лаконии и Мессении были обнаружены кимвалы. Во время раскопок, проводимых британскими учеными в знаменитом святилище Артемиды Орфии в Спарте, были найдены терракотовые маски, изображающие гротескные мужские и женские лица. Вполне вероятно, что подобные маски надевали участники культовых плясок. В этих обрядах мы прослеживаем народное происхождение мифологической Артемиды, танцующей со своими нимфами.

Артемида была самой популярной богиней Греции. Она была предводительницей нимф, да и сама она, в действительности, была всего лишь главной нимфой. Архедем, украсивший пещеру в Вари, посвятил свои надписи нимфам, но одна из надписей обращена к Нимфе (в единственном числе). Одна Нимфа из всех была выделена в качестве представительницы их всех, и она стала великой богиней Артемидой.

От “артамос” - “мясник”, “убийца”

Во время праздников Артемиды в Аркадии юные девушки обряжались медведицами.

Коринфская Артемида с крыльями за плечами, ее ступники -водяные птицы.

В Спарте, Аркадии, Сикионе - Артемида Лимнатис и Лимнайя - Болотная.

На Пелопонессе - Лигодесма, поскольку ее образ был связан с ивой, Кариатидв или Кедреатида - по названиям деревьев каштана и кедра.

Коринфские и спартанские праздники в честь Артемиды - Тифенидии (от “няньчу”, “вскармливаю”) Кормилицы приносили младенцев-мальчиков к святилищу Артемиды, в городе сооружались шалаши из веток.

Эпитеты

Куротрофос - вскармливающая юношей

Пайдотрофос - вскармливающая детей

Ортия - прямостоящая

Тавропола - бычья

Браврония - в городе Браврон были ее праздники

***

В греческой мифологии богиня пимы, дочь Зевса я Лето, сестра-близнец Аполлона (Hes. Theog. 918). Родилась на острове Астерия (Делос). Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф — своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, ее сопровождает свора собак (Hymn. Hom. XXVII; Callim. Hymn. III 81—97). Богиня обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. Артемида разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принес ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря (см. в статье Калидонская охота ); она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра (Ovid. Met. VIII270—300, 422—540). Артемида потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань Артемиды и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда Артемида в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей Артемида унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв (Eur. Iphig. А.). Артемиде Таврической приносили человеческие жертвы, о чём свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы Артемиды (Eur. Iphig Т.). Перед Артемидой и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами (Find. 01. III 26—30). Эти факты, подчёркивающие губительные функции богини, связаны с её архаическим прошлым — владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью Артемиды была нимфа-охотница Бритомартис. Древнейшая Артемида — не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы Артемиды Бравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами (Aristoph. Lys. 645). Святилища Артемиды часто находились вблизи источников и болот (почитание Артемиды Лимнатис — “болотной”), символизируя плодородие растительного божества (напр., культ Артемиды Ортии в Спарте, восходящий к крито-микенскому времени). Хтоническая необузданность Артемиды близка образу Великой матери богов — Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение Артемиды многогрудой. Рудименты архаической растительной богини в образе Артемиды проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам (Callim. Hymn. III 20— 25). Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона (Apollod. I 4, 1). Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю я лёгкую смерть. Однако классическая Артемида — девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь (Eur. Hippol.). Перед свадьбой Артемиде , согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями (Apollod. I 9, 15). Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, был ею превращён в оленя и растерзан псами (Ovid. Met. III 174—255). Она же убила свою спутницу нимфу — охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса (Apollod. III 8, 2). Артемида убила страшного Буфага (“пожирателя быков”), пытавшегося посягнуть на неё (Paus. VIII 27, 17), так же как и охотника Ориона (Ps.-Eratogth. 32). Артемида Эфесская — покровительница амазонок (Callim. Hymn. III237).

Артемида с ланью. Римская копия. С греческого оригинала Леохара (конец 4 в. до н. э.). Мрамор. Париж, Лувр.

Древнее представление об Артемиде связано с ее лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает Артемиду -луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона (Apoll. Rhod. IV 57 — 58). В героической мифологии Артемида — участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. Артемида — враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами Артемида и Аполлона (Callim. Hymn. III 110). Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла 12 детей, также убитых Аполлоном и Артемидой (Ovid. Met. VI 155—301). В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы, считалась олицетворением луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем.

Среди античных скульптур Артемиды — римские копии “ Артемида Бравронии” Праксителя (“ Артемида из Габий”), статуи Леохара (“ Артемида с ланью”) и др. Изображения Артемиды встречаются на рельефах (на фризе Пергамского алтаря в сцене гигантомахии, на фризе Парфенона в Афинах и др.), в греческой вазописи (сцены убийства Ниобид, наказания Актеона и др.).

Эмблемы: кипарисовое дерево, лань и собаки. Любимые цвета: шафрановый, красный, коричневый. Синонимы и эпитеты: Феба, Бритомартис - оленеубийца, Браврония - медвежья, Лафрия, златострельная, стрелолюбивая, дева-охотница

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.