санскр. ?di-buddha, «первоначальный будда») в буддийской мифологии поздней махаяны и ваджраяны персонификация сущности всех будд и бодхисатв. В терминах доктрины трех тел будды (см. ТРИКАЯ ) А.-б. рассматривается как дхармакая. Из А.-б. эманируют другие будды и бодхисатвы в особой последовательности (прежде всего будды самбхога-каи). Время и место возникновения концепции А.-б. неизвестны. Попытки видеть в А.-б. аналогию образа бога монотеистических религий не вполне удовлетворительны. В буддизме А.-б. считается не создателем вселенной, а символом духовного единства безначально существующего бытия; стремление осознать и описать образ А.-б. обнаруживается уже на ранних стадиях развития буддизма. Слово «А.-б.» встречается впервые в «Манджушри-намасангити» (не позднее 7 в.), но только в 10-11 вв., в связи с распространением доктрины калачакры («колеса времени»), концепция А.-б. получила широкое распространение в Индии. До сегодняшнего дня А.-б. почитается в Непале и в странах Центральной и Восточной Азии. В Тибете в качестве А.-б. выступали Самантабхадра (в школе ньингмапа) и Ваджрадхара (в поздних школах), в Китае и в Японии - Вайрочана (или Махавайро-чана).Лит.: Encyclopaedia of Buddhism, v. 1, fasc. 2, Ceylon, 1963. p. 213-19; Guenther Н. V., The tantric view of life, Berk - L„ 1972. Л. М.
Значение слова АДИ-БУДДА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии
Что такое АДИ-БУДДА
Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012