Значение слова БУДДА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

БУДДА

санскр.[/p] и пали buddha, «просветлённый», букв. «пробуждённый») в буддийской мифологии: 1) человек, достигший наивысшего предела духовного развития, 2) антропоморфный символ, воплощающий в себе идеал предела духовного развития. Б. имеет много параллельных терминологических наименований, как, например, татхагата («так пришедший»), сугата («в добре пришедший»), джина («победоносный»). Первоначально словом «Б.» обозначали, по-видимому, лишь Шакьямуни, но уже на самом раннем этапе развития буддизма возникла идея о других Б. В ранних текстах «Типитаки» упоминаются шесть Б., которые появились до Шакьямуни, в «Вуддхавансе» их число возросло до 24. Первым среди них считался Дипанкара (при нем, согласно мифу, Шакьямуни принял решение стать Б.); Шакьямуни предшествовали Кракучханда (пали Какусандха), Канакамуни (Конагамана) и Кашьяпа (Кассапа). Довольно ранним можно считать и представление о будде грядущего мирового порядка Майтрее.По представлениям мифологии хинаяны, Б. всегда должен начинать свою духовную карьеру как бодхисатва; в жизни, в которой ему предназначено стать Б., он имеет махапуру-шалакшану; после достижения нирваны (т. е. состояния Б.) он может остаться жить в человеческом облике до конца кальпы. Функция Б. - проповедь дхармы (учения, при помощи которого можно достичь нирваны). В мифологии махаяны число Б. возрастает до бесконечности. Каждый из «неисчислимого числа миров» имеет свое «неисчислимое число будд прошлого, настоящего и будущего». Каждый Б. имеет свою буддакшетру \[ поле (влияния) \], которая находится в определенном месте в пространстве и во времени (самые известные среди них абхирати и сукхавати). По мифологии махаяны, В. могут жить до бесконечности (разрушение мира в конце кальп их не затрагивает). Функцией Б. является проповедь дхармы в их же буддакшетрах, но, кроме того, они могут оказывать помощь страдающим в других буддакшетрах (см. АМИТАБХА ). В связи с этим возникла идея о тождестве всех Б., которая нашла выражение в концепции о «трех телах Б.» (см. ТРИКАЯ ). В текстах махаяны делаются первые попытки систематизировать пантеон В. в соответствии с их буддакшетрами (в разных текстах упоминаются не всегда одни и те же Б.).В мифологии ваджраяны число Б. тоже считается бесконечным, но в практике созерцания число Б. ограничивается пятью т. н. дхьяни-буддами (букв. «буддами созерцания») и соответствующими им пятью земными Б. «Гухьясамаджа-тантра» (3 в.) излагает миф о возникновении пяти дхьяни-будд: однажды, когда бхагават погрузился в созерцание, он превратил себя в Акшобхью и оставил его сидеть на своем месте. После этого он поочередно превращал себя в Вайрочану, в Рагнасамбхаву, в Амитабху и в Амогхасиддхи и оставил их сидеть в четырех направлениях света, создав таким образом мандолу. В конце 1-го тыс. н. э. к пяти дхьяни-буддам прибавились ади-будда и Ваджрасатва. В мифологии ваджраяны дхьяни-будды (хотя названия некоторых из них совпадают с буддами в мифологии махаяны) не представляются реально существующими и находящимися в определенных точках времени и пространства, они скорее всего - антропоморфные символы, которые во время созерцания возникают из «пустоты» (шуньята) и выполняют разные функции в процессе переоформления психики созерцающего. По мифологическим представлениям, каждый дхьяни-будда имеет свое особое направление в мандале, свой цвет, сиденье, праджню (женское соответствие), бодхисатву, элемент, функцию и т. д. Каждый дхьяни-будда имеет и свою «семью», т. е. комплекс антропоморфных символов, связанных с ним.Лит.: Ольденбург С. Ф., Жизнь Будды, индийского учителя жизни, П., 1919; Gr?nwedеl A., Mythologie des Buddhismus in Tibet und der Mongolei, Osnabruck, 1970; Lauf D. I., Tibetan sacred art, Berk.-L., 1976; Conze Е., Buddhism, N. Y., 1959; Trungpa Ch., Visual dharma, Berk.-L., 1975. Л. Э. Мялль.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии.