Стефан Новгородец - инок; в 1350 г. ходил в Царьград поклониться святым местам. Подобно игумену Даниилу, Стефан описывает в своем путешествии ("Хождение" Стефана издано И.П. Сахаровым во II томе "Сказаний русского народа", 1849) святые места, собор святой Софии и разные святыни, которые он видел. С полным доверием Стефан относится ко всем рассказам своих греческих проводников, и потому наряду с серьезными сведениями у него попадаются рассказы чисто баснословного характера. Самое замечательное место в историческом отношении в "Хождении" - рассказ Стефана о встрече его с двумя новгородцами, Иваном да Добрилой, которые жили в Студийском монастыре и занимались списыванием книг для России. Из этого монастыря много книг посылали они на Русь: "устав, триоди и иные книги". Архимандрит Леонид, в предисловии к "Обозрению цареградских памятников и святынь XIV и XV веков по русским паломникам" (Москва, 1870), говорит, что из четырех наших паломников XIV и XV столетий: Стефана Новгородца, диакона Игнатия (1389), дьяка Александра (1391 - 1395) и иеродиакона Зосимы (1420) первое место, как по времени, так и по внутреннему достоинству, должно быть отведено Стефану Новгородцу, потому что он, при описании цареградских святынь, держался некоторой определенной системы, не злоупотребляя выражениями: "ту" или "ту близ", которые другие (например, иеродиакон Зосима) вставляли иногда лишь для связи речи. Поэтому, при составлении "сводного списка" архимандрит Леонид принял за основание описание Стефана Новгородца, присоединяя, по каждой описываемой им святыне сведения, находящиеся о ней у трех последующих паломников.
Значение СТЕФАН НОВГОРОДЕЦ в Краткой биографической энциклопедии
Что такое СТЕФАН НОВГОРОДЕЦ
Краткая биографическая энциклопедия . 2012