Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Пимен (Черный) (+ 1571 ), архиепископ Великоновгородский и Псковский . Противник митр. Филиппа .
До епископства был игуменом Кирилло-Белозерского монастыря Новгородской епархии.
20 ноября 1552 г. хиротонисан во епископа Великоновгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа .
В 1554 г., как почитатель памяти блаженного Николая Кочанова , Христа ради юродивого, выстроил над гробом его храм во имя св. великомуч. Пантелеимона , память которого празднуется в день кончины блаженного, т. е. 27 июля .
30 апреля 1558 г. им открыты мощи святителя новгородского Никиты, затворника печерского , по особому видению. Во сне явился ему муж, с едва заметной бородой и сказал ему: "Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестый епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает открыть мощи мои народу". Проснувшись Пимен услышал звон к утрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец Исаакий, который в ту же ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевшего ему передать Владыке, чтобы не медлил с открытием мощей. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию св. мощей. Когда была поднята крышка гробницы, увидели священные сокровища благодати: не только тело угодника Божия, но и ризы его сохранились в нетлении.
В 1560 г. архиепископ Пимен основал Введенский Тихвинский женский монастырь в Новгородской губернии.
Когда вследствие доноса, что новгородцы готовы передаться на сторону поляков, царь Иоанн Грозный прибыл в Новгород и с 2 января по 13 февраля 1570 г. совершал ужасные казни, с Пимена были торжественно сняты принадлежности его сана, после чего в нищенском одеянии он был посажен на белую кобылу, к которой его привязали ногами, вручив ему бубны и волынку; в этом виде его водили по городу, затем сослали в тульский Веневский монастырь.
Ссылку свою провел в посте и молитве.
Скончался 25 сентября 1571 г.
Архиепископ Пимен почитаем народом за свою праведную богоугодную жизнь.
Под его именем значится "Окружное послание" к духовенству епархии в списке "Стоглава" XVI в., в библиотеке рукоп. Ундольского.
Литература
Ковалевский И., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые. М., 1902, с. 197.
Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода, 1862, с. 25.
Протопопов Жития святых, июль, с. 499.
Зверинский, т. I, с. 196, № 334.
Булгаков, с. 1406.
Денисов, с. 611.
Барсуков Н., с. 457.
Ратшин, с. 528.
Голубинский Е., с. 157, 343.
Строев П., с. 36.
Н. Д., с. 18.
Святая Русь, № 769.
Истор. вестн., 1893, май, с. 467, 1895, май, с. 549.
Прав. собес., 1860, май, с. 64; июнь, с. 180, 1867, март, с. 186.
Рус. палом., 1893, № 9, с. 135.
Ж. М. П., 1945, № 9, с. 77.
Странник, 1906, ч. I.I, с. 463-466.
БЭС, т. II, с. 1808.
ЭС, т. XXIII-а, с. 609.
Использованные материалы
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6325
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент