Арсений, Суханов, иеромонах, строитель Троицко-Сергиева Богоявленского монастыря и келарь Троицко-Сергиевой лавры. Когда гостивший в Москве, в начале 1649 года, иерусалимский патриарх Паисий указал царю и патриарху Иосифу на многие отступления московского богослужения от чинов и обрядов восточной церкви, и в особенности на неправильность двуперстия в крестном знамении, было решено послать на Восток верного человека, который изучил бы вопрос на месте. Это поручение было возложено на старца А. Вместе с Паисием он в июне 1649 года выехал в Яссы, побывал на Афоне и, вернувшись в декабре 1650 года в Москву, представил в Посольский приказ отчет о своем путешествии, названный им "Статейным списком", к которому приложил еще "Прения о вере" с афонскими старцами (напечатано Белокуровым в "Христианском Чтении" в 1883 году, ¦ 11 - 12). В феврале 1651 года А. предпринял второе путешествие на Восток. На этот раз он посетил Константинополь, Хиос, Родос и другие острова греческого архипелага, проник в Египет и Иерусалим и через Малую Азию и Кавказ вернулся в июне 1653 года в Москву. Представленный им царю отчет он назвал "Проскинитарием", т. е. поклонником (издано профессором Ивановским , Казань, 1870). Через год А. было поручено доставить в Москву возможно большее количество древнегреческих рукописей, которые были необходимы патриарху Никону для предпринятого им исправления богослужебных книг. Благодаря богатой "милостыне", которой его снабдили, А. удалось вывезти из Афона и других мест 700 драгоценнейших рукописей, которые до сих пор считаются украшением московской Синодальной библиотеки. Из Иерусалима А., по просьбе Никона, привез модель большого храма Воскресения Христова, которая послужила образцом при построении большой Воскресенской церкви в Ново-Иерусалимском монастыре. А. умер в 1668 году. В своих отчетах А. является мелким ритуалистом, ставящим на одну доску незначительные богослужебные обрядности и важнейшие догматы христианства. Мрачными красками описывает он испорченность восточного духовенства, его приниженность и угодливость. Вместо того, чтобы скорбеть об упадке восточной церкви, стонавшей под тяжким турецким игом, он с каким-то злорадством отмечает, что вера-де испортилась не у нас, а на Востоке. Вопрос о крестном знамении составляет главное содержание "Прений о вере". По словам А., афонские старцы не могли привести ни одного сколько-нибудь веского довода против двуперстия. Понятно, что сочинения его дали приверженцам "старой веры" сильное оружие против новшеств Никона и получили широкое распространение в раскольничьей среде, где, впрочем, подверглись многочисленным искажениям. - Ср. С.А. Белокуров, "Арсений Суханов". Исследование т. I. Биография А. Суханова. Напечатано в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских" (1891) и отдельно.
Значение АРСЕНИЙ СУХАНОВ в Краткой биографической энциклопедии
Что такое АРСЕНИЙ СУХАНОВ
Краткая биографическая энциклопедия . 2012