Значение слова СУХАНОВ в Литературной энциклопедии

СУХАНОВ

Михаил Дмитриевич [1801 (1802?)—1843] — поэт-самоучка. Принадлежал к группе поэтов — выходцев из крепостных крестьян, как Е. Алипанов, Слепушкин, И. Сибиряков. Род. в д. Славянской, б. Архангельской губ., в семье так наз. государственного крестьянина. Одиннадцати лет был определен «мальчиком» в лавку купца-менялы. Грамоте научился самоучкой. С ранних лет страстно увлекался чтением книг, занимаясь по ночам. Первые опыты в стихотворстве относятся к 1824—1825. С переездом в СПБ [1824] С. стал печататься в журнале «Сын отечества», «Благонамеренный». Мода на «народность» в те годы привлекла внимание и к С. В 1828 за книгу «Басни, песни и разные стихотворения кр-на М. С.» С. попал в лауреаты академии, к-рая присудила ему серебряную медаль. Однако положение С. от этого ничуть не улучшилось. В борьбе с нуждой С. был вынужден не брезговать заказами книгопродавцев и писать для них сонники, оракулы, бывшие тогда в числе «ходовой литературы». С. мало отражал подлинные настроения придушенного крепостничеством дореформенного крестьянства. Мы находим у него идеализированные картины сельской жизни («Приятность сельской жизни»), монархические стихотворения («Чувства русского крестьянина при короновании Николая I»). Но все же С. в своем творчестве поднимался и до протеста против социального неравенства (напр. басня «Огонь и береста»), хотя этот протест носил у него ограниченный характер. Порывы к лучшей жизни не были у него подкреплены ненавистью к строю, делающему жизнь «грозной пучиной житейских бед», он не видел выхода из социального тупика. Вот почему скорбное раздумье над жизнью, жалобы на судьбу и пассивные мечтания о лучшей доле являются основными мотивами творчества С. Он подражал Крылову, Жуковскому, Пушкину, такому близкому к нему писателю, как Слепушкин. Жанры поэзии С. — преимущественно басни и песни. Некоторые из песен С. (напр. «Красна девица сидела под окном») перепечатывались в песенниках. С. известен и как собиратель произведений устного народного творчества. Сборник народного фольклора, составленный С., получил высокую оценку В. Белинского («Отеч. записки», 1841, тт. XVIII и XIX), назвавшего этот сборник «одним из самых примечательных литературных явлений». Библиография : I. Кроме указанного в тексте: Мои сельские досуги, СПБ, 1836; Время не праздно, СПБ, 1836; Песни народные, собранные из уст простого народа, СПБ, 1840; Древние русские стихотворения, служащие в дополнение к Кирше Данилову, М., 1840. II. Добротворский Н. И., Крестьянин-поэт Суханов Н. О., «Русский архив», 1888, кн. 2; Сакулин П. Н., Русская литература, ч. II, М., 1929; Трубицын Н. Н., О народной поэзии в общественном и литературном обиходе первой трети XIX в., СПБ, 1912; Гроссман Л., Поэты крепостной поры, изд. «Огонек», М., 1926. Н. О.

Литературная энциклопедия.