Значение слова НАТЮРМОРТ в Словаре терминов изобразительного искусства

Что такое НАТЮРМОРТ

- (от французского nature morte, буквально - мертвая натура) жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению окружающих человека вещей, размещенных как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) - один из основных компонентов образной системы жанра натюрморта. Кроме неодушевленных предметов, изображают и объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещь, - рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Дополняя основной мотив, могут входить и изображение людей, животных, птиц, насекомых. Изображение вещей в натюрморте имеет самостоятельное художественное значение, хотя в процессе развития он нередко служил выражению символического содержания, решению декоративных задач или естествоиспытательски точной фиксации предметного мира и т. п. Вместе с тем может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальное положение, содержание и образ жизни их владельца, порождать многочисленные ассоциации и социальные аналогии. Натюрмортные мотивы как детали композиций встречаются уже в искусстве Древнего Востока, античности. Рождение натюрморта как самостоятельного жанра происходит в новое время, когда в творчестве итальянских и особенно нидерландских мастеров Возрождения развивается внимание к материальному миру, к его конкретно-чувственному изображению. Эпоха расцвета натюрморта - XVII век. Излюбленными темами были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т. п. Голландский натюрморт отличает обилие различных типов этого жанра: "завтраки" (В. Хеда и П. Клас), "десерты" (В. Калф), "рыбы" (А. Бейерен), "цветы и фрукты" (Я. Д. де Хем), "битая дичь" (Я. Веникс, М. Хондекутер), "vanitas" ("суета сует") и др. Фламандский натюрморт (главным образом "рынки", "лавки", "цветы и фрукты") выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт). В середине XVIII века в период окончательного сложения академической иерархии жанров возник термин "nature morte", который отразил пренебрежительное к этому жанру сторонников академизма, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была "живая натура" (исторический жанр, портрет и др.). Новый подъем натюрморта был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем (П. Сезанн, В. ван Гог).

[Илл. Ж. Б. С. Шарден. Бриошь (Десерт). 1763 г.]

Словарь терминов изобразительного искусства.