Значение слова АНТИ-ПСИХОЛОГИЗМ в Словаре постмодернизма

АНТИ-ПСИХОЛОГИЗМ

- парадигмальная уста-новка, постулируемая модернизмом (см. Модернизм) и в особенности постмодернизмом (см. Постмодер-низм), которая заключается в программной элимина-ции субъективного фактора при интерпретации фено-менов культуры. Традиция А.-П. исходно конституиру-ется в сфере методологии и теории познания. В отличие от классической философии, фундированной презумп-цией объективности содержания адекватного знания о мире, основанного на эмпирических данных чувствен-ного опыта (идея "отражения"), философия 20 в. под-вергает этот "психологизм" радикальному сомнению - по меньшей мере, по трем основаниям: 1) трансценден-тализм семантически сопрягает психологизм с когни-тивным натурализмом, в силу чего теория познания, от-вечающая требованиям анти-натурализма, мыслится как базирующаяся на парадигме А.-П. (от Марбургской школы неокантианства в модернизме - до "трансцен-дентального эмпиризма" Делеза); 2) принцип А.-П. ста-вится во главу угла в программно не(анти)-психологической концепции субъективности Э.Гуссерля (гуссерлианская программа де-натурализации и де-психологизации не только познания, но и культуры в целом); 3) неопозитивистский эмпиризм (парадигма sense data) также преодолевает психологизм эмпириокритицизма (программа дистанцирования методологии от "психо-логии научного открытия" у Г.Рейхенбаха и др.). Тради-ция А.-П. в современной ее артикуляции программной ориентации и художественной практики модернизма в искусстве, например, позднего экспрессионизма, осу-ществившего радикальную переориентацию с презумп-ции выражения субъективного состояния художника на презумпцию выражения сущности объекта "как он есть" (Э.Л.Кирхнер) - вплоть до стратегии "деформа-ции формы" как средства проникновения за феномено-логическую видимость к ноуменальной сущности объ-екта (от Дж.Энсора - к Э.Хеккелю, Э.Х.Нольде, В.Кандинскому и К.Шмидту-Ротлуффу). Классически-ми произведениями А.-П. этого периода могут рассмат-риваться: серия "Портреты городов" О.Кокошки, визу-альный ряд которой фундирован не презумпцией чувст-венно-эмоционального их восприятия, но, напротив, рациональным знанием о специфике их истории, куль-туры и традиций; офорты М.Бекмана, понятые как "на-боры визуальных шифров" и др. Тенденция А.-П. нахо-дит свое содержательное развитие в контексте кубизма, опирающегося на определенные идеи Платона, Канта и Гегеля (по оценке Рейнгардта, "сын пармского крестья-нина Жюль Брак усвоил философию в застольных раз-говорах начала века") и программно ставящего своей целью моделирование возможных миров: искусство предстает не как изобразительная, но как конструктив-ная деятельность. В рефлексивной самооценке Х.Гриса, "кубизм есть только новый способ представления ве-щей", и, согласно "Манифесту кубизма" (1912), кубист-ское произведение есть концепция мира, созданная по-средством знаковых кодов. (В этом отношении эволю-ция художественной программы кубизма претерпева-ет ту же эволюцию, что и экспрессионистская: от "бунта против вещей" и презумпции "выразить то, что было в нас самих" у раннего П.Пикассо - до его же программного требования "слиться с объектом", т.е. "скорее изображать вещи такими, какими их зна-ют, чем такими, какими их видят".) В контексте дан-ной установки интенция кубизма на А.-П. объективи-руется в программе антивизуализма: принципиальное "отрицание наивного реализма" предполагало в кубиз-ме "отказ от зрения" как традиционной основы живо-писи с ее презумпцией перспективы и ракурса виде-ния объекта. Призыв П.Пикассо "уважайте объект!" предполагает восприятие последнего вне каких бы то ни было сиюминутных ассоциаций, имеющих субъек-тивно-психологическую подоплеку. Согласно кубист-ской концепции творчества, художник должен быть "чист" и независим от собственного, личного и лично- стного видения объекта, - в позднем кубизме консти-туируется так называемая "секта чистых" или "пуризм" (не случайно А.Сальмон сравнивал кубизм с религией гугенотов). В контексте развития А.-П. кубистская "война против зрения" (П.Пикассо) может быть рассмо-трена как выражение идеи элиминации субъекта - в данном случае субъективной точки зрения - в пре-дельно простом, оптико-топографическом ее понима-нии. По оценке Г.Аполлинера, в кубизме "художники, не будучи более ограниченными чем-то человеческим, представляют нам произведения более умозрительные, нежели чувственные". Своего апогея в рамках модер-низма стратегия А.-П. достигает в таком направлении, как футуризм с его сформулированным Маринетти про-граммным требованием "заменить психологию челове-ка, отныне исчерпанную, лирическим завладением ма-териалом". Традиционный психологизм не просто от-рицается в футуризме, но заменяется пафосным механицистским объективизмом - вплоть до сформулиро-ванной в "Манифесте футуристической живописи" (1910) идеи "создания механического человека с заме-нимыми частями" (см. Футуризм, Маринетти). Следу-ет, однако, заметить, что в полемике кубизма с футуриз-мом в 1912 кубизм обвинял последний в сюжетности и литературности, а тем самым - В уступке психологиз-му, конкретно имея в виду такие направления футурис-тической живописи, как динамизм и симультанизм, мо-гущие быть отнесенными к неоимпрессионизму (на-пример, тезис Дж.Баллы о том, что "у бегущих лошадей не по четыре ноги, а по двадцать"). Финальная дискре-дитация психологизма осуществляется в дадаизме: по признанию М.Дюшана, относящемуся к дадаистскому периоду его творчества, "я ... стремился изобретать, вместо того, чтобы выражать себя" (см. Дадаизм). Сво-его апогея в рамках модернизма традиция А.-П. дости-гает в контексте эстетической концепции "невозможно-го искусства", фокусирующего внимание не на эмоцио-нальной сфере человека, но на "свойствах материалов" и пафосно провозгласившего программу конституирова-ния "микроэмоционального искусства" (см. "Невозмож-ное искусство"). В неклассической философии А.-П. на-ходит свое развитие не только в философии искусства (например, в анализе "дегуманизации искусства" у Ортеги-и-Гассета), но и во многих иных предметных обла-стях. Так, например, в контексте проблемы интерпрета-ции А.-П. проявляет себя как ориентация на отказ от традиционного видения интерпретации текста (пони-мания) как реконструкции исходного авторского замыс-ла (эволюционное движение от "биографического ана-лиза" Г.Миша к структурализму, ориентированному на трактовку интерпретационной процедуры как основан-ной на выявлении объективных гештально-организационных характеристик текста - см. Интерпретация). В структурном психоанализе субъект характеризуется как "децентрированный", растворенный в формах языково-го порядка (см. Лакан). В целом, современная филосо-фия констатирует парадигмальный поворот в интерпре-тации самого феномена субъекта: не только психологи-чески артикулированный (так называемый "вожделею-щий") субъект фрейдистского типа, но и рациональный субъект типа декартовского уступают место деперсони-фицированной презентации культурных смыслов (язы-ка): по оценке Дерриды, неклассическая философия практически осуществила деструкцию таких фундиру-ющих саму идею субъективности феноменов, как "са-модостаточность и самоналичие". Идущая от философ-ского и художественного модернизма (от структурного анализа и дадаизма - прежде всего), линия А.-П. как растворения субъективности в семиотическом прост-ранстве языка находит свое развитие в философии постмодернизма. Свою цель в данной сфере постмодер-низм формулирует следующим образом: "взломать ... пока еще столь герметическую преграду, которой удер-живает вопрос о письме ... под опекой психоанализа" (Деррида). Согласно постмодернистскому видению дискурсивных практик письма и чтения, последние за-дают семиотическое пространство, в рамках которого "производимое действие совпадает с переживаемым воздействием; пишущий пребывает внутри письма, причем не как психологическая личность... а как непо-средственный участник действия" (Р.Барт). Утрата субъектом психологической артикуляции приводит к тому, что он не только теряет личностные качества и деперсонифицируется (становится "кодом, не-личностью, анонимом"), но и исчезает в целом - как явление: "он - ничто и никто ... он становится ... зиянием, про-белом" (Кристева). (См. также "Смерть субъекта", "Смерть Автора", "Трансцендентальный эмпи-ризм".)

М.А. Можейко

Словарь постмодернизма.