Значение слова ТИЦИАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ТИЦИАН

(собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, - 27.8.1576, Венеция), итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения . Приехал в Венецию в юношеские годы. Учился в мастерской Джованни Беллини , где сблизился с Джорджоне . Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536-37), Урбино (1542-44), Риме (1545-46) и Аугсбурге (1548 и 1550-51). Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др.), Т. воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Его искусство, пронизанное мужественным жизнеутверждением, отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, глубоким раскрытием драматических конфликтов эпохи.

Ранние произведения Т., относящиеся к началу 1510-х гг. ('Христос и грешница', Художественная галерея, Глазго; 'Христос и Магдалина', Национальная галерея, Лондон; так называемая 'Цыганская мадонна', Художественно-исторический музей, Вена, и др.), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Их роднят с произведениями Джорджоне интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирической созерцательности, тонкий колорит. К середине 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля и Микеланджело, Т. вырабатывает самостоятельный стиль. Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок ('Любовь земная и небесная', около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим; 'Флора', около 1515, Галерея Уффици, Флоренция; 'Динарий кесаря', 1518, Дрезденская картинная галерея). К этому же периоду относится и ряд портретов, которым свойственны спокойная строгость композиции, тонкий психологизм ('Мужской портрет', Национальная галерея, Лондон; 'Юноша с перчаткой', около 1520, Лувр, Париж).

Конец 1510-х-1530-е гг. - новый период в творчестве Т., во многом связанный с общественным подъёмом в Венеции, превращающейся в 1520-30-е гг. в один из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики ('Вознесение Марии', около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен ('Празднество Венеры', 1518, Прадо, Мадрид; 'Вакх и Ариадна', 1523, Национальная галерея, Лондон; 'Положение во гроб', 1520-е гг., Лувр, Париж). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали ('Введение во храм', 1534-1538, Галерея Академии, Венеция; 'Мадонна семьи Пезаро', 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция; 'Венера Урбинская', 1538, Галерея Уффици, Флоренция).

Конец 1530-х-1540-е гг. - время расцвета портретного искусства Т. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т.д. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации. С редким искусством Т. находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Т. в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека. Доминирующий цвет повторялся в перекликающихся с ним оттенках тела, фона, предметов обстановки. Среди лучших портретов Т. - 'Ипполито Медичи' (1532-33), так называемый 'Ла белла' (около 1536), 'Пьетро Аретино' (1545) - все в Галерее Палатина, Флоренция, 'Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе' (1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), 'Карл V' (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), 'Карл V в сражении при Мюль Берге' (1548, Прадо, Мадрид) и др.

С середины 16 в. начался поздний период творчества Т. В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. Работая последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Т. нашёл в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения. Драматическое начало, усилившееся в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты современной действительности. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ Т., отличающихся богатством колористического и композиционного решений ('Даная', около 1554, Прадо, Мадрид, и Эрмитаж, Ленинград; 'Венера и Адонис', 1554, Прадо, Мадрид; 'Воспитание амура', около 1565, Галерея Боргезе, Рим; 'Венера перед зеркалом', 1550-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон; 'Похищение Европы', около 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др.

Написанные в поздний период творчества картины Т. на религиозные темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагических жизненных коллизиях. Действующим лицам этих картин, исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни ('Св. Иероним', около 1552, Лувр, Париж; 'Положение во гроб', 1559, Прадо, Мадрид; 'Кающаяся Мария Магдалина', 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград; 'Св. Себастьян', Эрмитаж, Ленинград; 'Коронование терновым венцом', Старая пинакотека, Мюнхен; 'Оплакивание Христа', 1573-76, Галерея Академии, Венеция, и др.).

Отличительное свойство поздних работ Т. - их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Т. переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки. К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Изобретённая Т. свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Работы Т. тщательно изучали художники различных стран и эпох - Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др.

Т. выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Фигуры и пейзажи изображены на них с помощью беглых, уверенных линий и мягких светотеневых контрастов.

Лит.: Гурвич Н. А., Тициан, Л., 1940; Тициано Вечеллио. [Сост. и вступ. ст. Т. Фомичевой], М., 1960; Смирнова И. А., Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964; Лазарев В. Н., Поздний Тициан, в его кн.: Старые итальянские мастера, М., 1972, с. 403-445; Waldmann E., Tizian, В., 1922; Gronau G., Tizian, B., 1930; Hetzer Th., Tizian. Geschichte seiner Farbe, Fr./M., [1935]; Tietze H., Titian. The paintings and drawings, L., 1950; Pallucchini R., Tiziano, v. 1-2, Bologna, 1953-54 (нов. изд. - Firenze, 1969); Wethey H. E., Paintings of Titian, v. 1-2, L., 1969-71; Panofsky E., Problems in Titian, mostly iconographic, L., 1970.

В. Н. Лазарев.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.