Значение ЩЕДРИН СИЛЬВЕСТР ФЕОДОСИЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ЩЕДРИН СИЛЬВЕСТР ФЕОДОСИЕВИЧ

Сильвестр Феодосиевич [2(13).2.1791, Петербург, - 27.10(8.11).1830, Сорренто], русский живописец-пейзажист. Один из основоположников русского реалистического пейзажа. Сын скульптора Ф. Ф. Щедрина , племянник пейзажиста С. Ф. Щедрина . Учился в АХ в Петербурге (1800-12) у М. М. Иванова и Ф. Я. Алексеева. Пенсионер АХ в Италии (с 1818).

Начав с пейзажей в духе классицизма, в Италии Щ. перестаёт преклоняться перед античностью и пристально изучает натуру. В отличие от предшественников, пишет этюды маслом, наблюдая цветовые и световые соотношения в пейзаже ('Колизей', 1819, Третьяковская галерея, Москва). В серии видов 'Нового Рима' (1823- 1825) передаёт вид города в целом с его современными и древними зданиями, обычной повседневной жизнью. Стремление к естественности и цельности передачи натуры приводит Щ. к поискам единства состояния природы и освещения, к пленэру , единой тональности. В картинах 'Малая гавань в Сорренто', 'На острове Капри' (см. илл. ), 'Вид Сорренто близ Неаполя' (все - 1826, Третьяковская галерея, Москва) раскрывается поэтический образ природы, свето-воздушная среда передана тончайшей серебристой гаммой оттенков, жанровые мотивы растворяются в пейзаже. Ощущением неги летнего полдня, мирного покоя и счастья, красоты обыденной жизни проникнута серия 'Террасы в Сорренто' (1825-28), в ней большее место занимают жанровые мотивы и одновременно намечаются некоторая напряжённость цвета, подчёркнутая эмоциональность. В пейзажах 1828-30-х гг. и особенно в картинах 'Лунная ночь в Неаполе' (1828-29, Третьяковская галерея, Москва, и Русский музей, Ленинград) присутствует романтическая приподнятость, стремление к сложным световым и колористическим эффектам.

Пейзажи Щ. близки к полным поэтической гармонии образам Италии в творчестве русских поэтов К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского; обращение к реальному естественному облику природы, к непосредственной живописной передаче натуры, достижения в области пленэра открыли новый этап в истории русской пейзажной живописи.

Соч.: Письма из Италии, М.-Л., 1932.

Лит.: Коноплёва М., С. Ф. Щедрин, в сборнике: Материалы по русскому искусству, т. 1, Л., 1928; Фёдоров-Давыдов А., Русский пейзаж XVIII - начала XIX века, М., 1953.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.