Значение САЛТЫКОВ МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

САЛТЫКОВ МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ

Михаил Евграфович, Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия - Салтыков; псевдоним Н. Щедрин) [15(27).1.1826, с. Спас-Угол, ныне Калязинский район Калининской области, - 28.4 (10.5).1889, Петербург], русский писатель. Отец - из старинного дворянского рода, мать - из семьи богатого московского купца. Детские годы С. прошли в усадьбе отца, в обстановке крепостнического быта, описанного им впоследствии в 'Пошехонской старине'. Воспитывался в московском Дворянском институте (1836-38) и Александровском (бывшем Царскосельском) лицее (1838-44). Здесь начал писать и печатать стихи. По окончании лицея служил в канцелярии Военного министерства (1844-48). В 40-х гг. сблизился с передовым кружком петербургской молодёжи - петрашевцами , пережил увлечение утопическим социализмом Ш. Фурье и Сен-Симона.

Первые повести С. 'Противоречия' (1847) и 'Запутанное дело' (1848), исполненные острой социальной проблематики и написанные в духе 'натуральной школы' , вызвали недовольство властей: в апреле 1848 С. был арестован, а затем выслан на службу в Вятку за '... вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу и ниспровергших власти и общественное спокойствие' (слова Николая I о повестях С. - цитата по книге: Макашин С., Салтыков-Щедрин. Биография, т. 1, 1951, с. 293). В Вятке С. был назначен старшим чиновником особых поручений при губернаторе, с 1850 - советником губернского правления. Из многочисленных служебных разъездов по Вятской и смежным губерниям С. вынес богатый запас наблюдений над крестьянской жизнью и провинциальным чиновным миром. Смерть Николая I и новый правительственный курс после поражения в Крымской войне 1853-56 принесли С. в конце 1855 свободу. Вернувшись в Петербург в обстановке наступившего общественного подъёма, он сразу же возобновляет литературную работу, прерванную почти восьмилетним 'вятским пленом'. В программной статье 'Стихотворения Кольцова' (1856) С. декларирует требования к писателям: возвышать общественно-практическую роль литературы, заниматься 'исследованием' современности, социальных вопросов и прежде всего коренных нужд народной жизни. Статья была запрещена цензурой, но заявленную в ней программу С. художественно воплощает в 'Губернских очерках' (1856-57), изданных от имени 'надворного советника Н. Щедрина' (псевдоним, почти заменивший в сознании современников подлинное имя автора). Русская жизнь последних лет крепостного строя отразилась в первой книге С. необычайно широко и остроконтрастно: резко отрицательно по отношению к крепостничеству, чиновной администрации; скептически - к 'талантливым натурам' ('лишним людям') из дворянско-помещичьей интеллигенции; с любовью и надеждой - к народному крестьянскому миру. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов высоко оценили 'дух правды' этого произведения, сильного в изображении социальной среды и социальной психологии. Очерки имели огромный успех и сразу создали автору громкое писательское имя.

Однако в это время С. ещё не решался оставить государственную службу. К тому же он полагал тогда, что само правительство, заявившее о новом либеральном курсе, способно осуществить далеко идущие прогрессивные преобразования, и хотел участвовать в них непосредственно. В 1856-58 он служит чиновником особых поручений в министерстве внутренних дел, участвует в подготовке крестьянской реформы. В 1858-62 С. - вице-губернатор в Рязани, затем в Твери. Как администратор (крепостники прозвали его 'Вице-Робеспьером') С. возбудил десятки судебных преследований против помещиков-преступников, удалил со службы многих взяточников и воров. В начале 1862, вероятно, по негласному предложению властей, С. вышел 'по болезни' в отставку. Жизнь и служба в провинции дали ему много материала для творчества. Вместе с тем нахождение на высоких постах губернской администрации развеяло либерально-просветительские иллюзии С., веру в возможность прогрессивного 'общественного служения' на поприще государственной службы.

В годы вице-губернаторства С. продолжал печатать (с 1860 преимущественно в 'Современнике' ) рассказы, очерки, пьесы, сцены. Некоторые из них примыкали к 'Губернским очеркам', образуя вместе с ними 'крутогорский цикл', другие предназначались для начатых, но распавшихся циклов - об 'умирающих' и 'глуповцах'. Оба цикла объединялись мыслью об исторической обречённости самодержавно-крепостнического строя. Большинство этих очерков и сцен вошло в книги 'Невинные рассказы' и 'Сатиры в прозе' (обе - 1863). Уйдя со службы, С. предпринял попытку издания своего журнала 'Русская правда', задуманного для объединения 'всех сил прогресса', но правительство не разрешило этого. После ареста Чернышевского и 8-месячной приостановки 'Современника' С. вошёл (по приглашению Н. А. Некрасова) в редакцию этого журнала, где вёл большую писательскую и редакторскую работу. Его ежемесячные обозрения 'Наша общественная жизнь' остались выдающимся памятником русской публицистики и литературной критики 60-х гг. В 1864 в ходе полемики с журналом 'Русское слово' и 'почвенническими' журналами братьев Достоевских 'Время' и 'Эпоха' С. оказался в известной изоляции внутри руководства 'Современника' и вышел из его редакции (не прекращая тем не менее принципиально авторского сотрудничества) и возвратился на государственную службу. Однако традиции 'Современника', традиции Чернышевского и Добролюбова С. чтил до конца своих дней.

В 1865-68 С. возглавил Казённые палаты в Пензе, Туле, Рязани. Наблюдения, вынесенные из этой последней службы, легли в основу 'Писем из провинции' и отчасти 'Признаков времени' (оба - 1869) - широких художественно-публицистических картин первого десятилетия пореформенной России.

В 1868 повелением царя С. был уволен в окончательную отставку с запрещением занимать какую-либо должность на государственной службе. Тогда же он принял приглашение Некрасова стать участником обновленного журнала 'Отечественные записки' , призванного заменить закрытый в 1866 'Современник'. Шестнадцать лет работы С. в 'Отечественных записках', ставших главной литературной трибуной русской демократии 70-80-х гг., образуют центральную главу в биографии писателя. После смерти Некрасова С. возглавил редакцию журнала.

70-80-е гг. - время высших творческих достижений С. Он пишет 'Историю одного города' (1869-70) - горькую и гневную книгу, раскрывшую национальному самосознанию 'трагическую истину русской жизни', книгу, подготовленную циклами очерков о 'Глупове' и 'глуповцах' (1861-62) и 'Помпадурами и помпадуршами' (1863-74). Затем следуют 'Господа ташкентцы' (1869-72) и 'Дневник провинциала в Петербурге' (1872), воссоздающие 'господство хищничества' периода российского грюндерства; 'Благонамеренные речи' (1872-76) и 'Убежище Монрепо' (1878-79) - классические картины рождения капиталистической России, прихода Колупаевых и Разуваевых; 'Господа Головлёвы' (1875-80) - одна из величайших, но и самых мрачных книг русской литературы; цикл 'В среде умеренности и аккуратности' ('Господа Молчалины', 1874-80), где дана глубокая трактовка в новых исторических условиях 'молчалинства', как одной из социально-психологических язв русского быта.

В 1875-76 С. лечился за границей. Впоследствии он ездил туда в 1880, 1881, 1883 и 1885. Реакционно-буржуазную Европу он изобразил в книге 'За рубежом' (1880-1881). В 80-е гг. сила сугубо критического искусства С. достигла вершины в обличении политической реакции. Борьбе с ней посвящена неистовая в своём сарказме 'Современная идиллия' (1877-81), 'Письма к тётеньке' (1881-82), 'Пошехонские рассказы' (1883-84). В 1884 правительство запретило издание 'Отечественных записок'. Закрытие журнала С. пережил тяжело. Он вынужден был печататься в чуждых ему по направлению органах либералов - в журнале 'Вестник Европы' и газете 'Русские ведомости'. Несмотря на свирепую реакцию и тяжёлую болезнь, С. создал в последние годы такие шедевры, как 'Сказки' (1882-86), в которых сжато отражены почти все главные темы его творчества; исполненные глубокого философского историзма 'Мелочи жизни' (1886-87) и, наконец, широкое эпическое полотно крепостной России - 'Пошехонскую старину' (1887-1889).

Творчество С., проникнутое духом освободительных и социалистических идей, демократизма и открытой борьбы с самодержавно-крепостническим помещичье-буржуазным строем, имело важное значение для русского общества, способствовало воспитанию политического сознания и гражданского протеста, обогатило русскую литературу произведениями высокой художественной и публицистической ценности. Связанное преемственно-исторически с традициями передовой русской литературы (А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен), а также с традициями великих сатириков Возрождения и Просвещения (Ф. Рабле, М. Сервантес, Дж. Свифт), творчество С. вместе с тем стало новым, глубоко оригинальным явлением искусства русского критического реализма . Главные особенности творческого метода С. - художественное 'исследование' не индивидуально-личной, но общественной сферы человека, сращённость эстетической системы писателя с прямыми суждениями и оценками, исполненными демократического протеста и открытой пропаганды новых отношений человека к миру - отношений социальной правды и справедливости. К особенностям сатирической поэтики С. принадлежат: эзоповский язык, т. е. совокупность семантических, синтаксических и других приёмов, придающих художественным элементам двузначность, когда за прямым смыслом таится второй план; искусство гротеска и интегрированные или собирательные образы как средство типизации ('иванушки', 'глуповцы', 'пёстрые люди' и др.). Вместе с тем художник-реалист в полной мере обладал методом психологического анализа, искусством создавать правдивые образы, мир живых людей ('Иудушка', 'Дерунов', галерея рабов в 'Пошехонской старине' и др.). К щедринским образам часто обращался в своей публицистике В. И. Ленин. Традиции С. нашли продолжение в творчестве А. П. Чехова (темы 'пёстрых людей' и 'мелочей жизни') и М. Горького (ранние фельетоны, 'Сказки', 'Жизнь Клима Самгина'). Некоторые произведения С. инсценированы для театра и поставлены в кино (фильм 'Иудушка Головлёв', 1934).

В г. Кирове открыт мемориальный музей (1968) в доме, где писатель жил в годы вятской ссылки.

Соч.: Полное собр. соч. и писем, т. 1-20, М. - Л., 1933-41; Собр. соч. и писем в 20 тт., т. 1-17-, М., 1965-75 (издание продолжается).

Лит.: Денисюк Н., Критическая литература о произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, в. 1-5, М., 1905; М. Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. [Вступ. ст. и прим. М. С. Горячкиной], М., 1959; М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. [Предисл. и коммент. С. А. Макашина], М., 1957; Эльсберг Я. Е., Стиль Щедрина, М,, 1940; Макашин С. А., Салтыков-Щедрин. Биография, т. 1, 2 изд., М., 1951; его же, Салтыков-Щедрин на рубеже 1850-1860 годов, М., 1972; Кирпотин В. Я., Философские и эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина, М., 1957; Покусаев Е. И., Революционная сатира Салтыкова-Щедрина, М., 1963; Яковлев Н. В., 'Пошехонская старина' М. Е. Салтыкова-Щедрина, М., 1958; Жук А., Сатирический роман М. Е. Салтыкова-Щедрина 'Современная идиллия', Саратов, 1958; Бушмин А. С., Сатира Салтыкова-Щедрина, М. - Л., 1959; его же, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л., 1970; Прозоров В., О художественном мышлении писателя-сатирика, Саратов, 1965; Турков А., Салтыков-Щедрин, 2 изд., М., 1965; Мысляков В., Искусство сатирического повествования, Саратов, 1966; Николаев Д. Н., 'История одного города' М. Е. Салтыкова-Щедрина, в кн.: Три шедевра русской классики, М., 1971; Добровольский Л. М., Лавров В. М., М. Е. Салтыков-Щедрин в печати, Л., 1949; Добровольский Л. М., Библиография литературы о М. Е. Салтыкове-Щедрине. 1848-1917, М. - Л., 1961; Библиография литературы о М. Е. Салтыкове-Щедрине. 1918-1965. Сост. В. Н. Баскаков, М. - Л., 1966.

С. А. Макашин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.