Значение ШТОС ФЕЙТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ШТОС ФЕЙТ

(Stoß) Фейт [по-польски Стош или Ствош (Stosz, Stwosz) Вит] (ок. 1455, Хорб, Вюртемберг, - 1533, Нюрнберг), немецкий скульптор, живописец и гравёр, ознаменовавший своим творчеством переход от средневековья к Возрождению в немецкой и польской скульптуре. В 1477-96 работал преимущественно в Кракове. Из произв. Ш., созданных в Польше (надгробие Петра из Бнина, камень, ок. 1494, Кафедральный костёл, Влоцлавек, и др.), важнейшим является величественный алтарь костёла Девы Марии в Кракове (дерево, 1477-89, см. илл. ), сочетающий круглую деревянную скульптуру (в центральной части) с рельефом (на створках) и живописью (пейзажные фоны в рельефах). Праздничная полихромия пластики, богатство жизненных типов, драматическая сила чувств, подчёркнутая напряжённым ритмом складок одежд, ставят краковский алтарь Ш. в ряд лучших памятников европейской скульптуры. В 1496 Ш. вернулся в Нюрнберг, где преимущественно и работал впоследствии. Его произведения 1490 - 1520-х гг. (т. н. Мадонна из дома Ш., около 1499, Германский национальный музей, Нюрнберг; группа 'Благовещение', 1517-18, в Лоренцкирхе в Нюрнберге; алтарь собора в Бамберге, 1520-23; все - дерево) свидетельствуют об углублении ренессансных тенденций: более мягкой и плавной становится моделировка лиц, игра складок одежд и экспрессия жестов и поз гармоничнее выявляют пластику форм (помимо этого, мастер всё чаще отказывается от полихромии).

Лит.: Dettloff S., Wit Stosz, t. 1-2, Wroclaw, 1961; Lutze E., Veit Stoss, 4 Aufl., Munch., 1968.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.