Значение слова ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ

(псевд.; наст. имя и фам. - Шолом Нохумович Рабинович) [18.2(2.3).1859, г. Переяслав, Украина, - 13.5.1916, Нью-Йорк], еврейский писатель. Писал на иврите , идиш и рус. языках. Учился в хедере и в Переяславском русском уездном училище. Печатался с 1879 на иврите. Первые произведения на языке идиш - повесть 'Два камня' и рассказ 'Выборы' (оба 1883). Ш.-А. следовал демократическим и просветительским традициям еврейской и русской литератур. В памфлете 'Суд над Шомером...' (1888), в серии статей 'Тема нищеты в еврейской литературе' он вёл борьбу против бульварной литературы, против идиллической романтики за реалистическую народную литературу. Созданный им ежегодник 'Ди идише Фолксбиблиотек' (1888-89) объединил многих демократических писателей и сыграл заметную роль в истории новой еврейской литературы. В романе 'Сендер Бланк и его семейка' (1887) дана сатирическая критика буржуа. Наряду с этим Ш.-А. создаёт романтические образы талантливых людей из народа в романах 'Стемпеню' (1888) и 'Иоселе-Соловей' (1889). С 1892 Ш.-А. начал публикацию глав из новеллистической повести 'Менахем-Мендл' - о 'человеке воздуха', мелком буржуа, безуспешно пытающемся взобраться 'вверх' по капиталистической лестнице; в 1894 появляются главы из повести 'Тевье-молочник' - тоже о 'маленьком человеке', но совсем другого склада, чем Менахем-Мендл. Тевье - труженик, чистая душа, человек мудрый, бескорыстный, добрый, полный сострадания к чужому горю. В этих повестях высокой степени совершенства достиг юмор Ш.-А., которым насыщены также начатые в 90-e гг. циклы рассказов 'Касриловка', 'Железнодорожные рассказы', 'Неунывающие', 'Рассказы для детей', 'Монологи', над которыми писатель работал в течение всей своей литературной деятельности.

Значительный период творчества Ш.-А. прошёл под знаком Революции 1905-07. В начале 1900-х гг. он устанавливает контакт с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, М. Горьким, В. Г. Короленко, выступает с чтением своих произв. на нелегальных и полулегальных сходках интеллигенции и трудящейся молодёжи в Польше, Литве, Латвии, создаёт сатирические памфлеты против самодержавия ('Дядя Пиня и тётя Рейзл', 'Спи, Алёша', 'Новорождённое' - все 1905), рассказы о революционерах ('Иосиф', 'Шмулик' - оба 1905). В романе 'Потоп' (1906) он пытается нарисовать широкую картину эпохи, создать образы революционеров и людей из народа. Роману, проникнутому сочувствием к народу и революции, присущ, однако, отвлечённый гуманистический пафос, свидетельствующий о недостаточном понимании писателем социальной сущности событий. После наступления реакции, пережив погром в Киеве, писатель уезжает в Америку, затем в Швейцарию. Наблюдения над 'американским образом жизни' резко усилили антикапиталистические тенденции в творчестве Ш.-А. Эти тенденции отражены в романе 'Блуждающие звёзды' (1909-11), в рассказах и особенно в повести 'Мальчик Мотл' (ч. 1, 1907), являющейся наряду с 'Менахем-Мендлом' и 'Тевье-молочником' произв., в котором Ш.-А. ставит вопрос о судьбах народных масс при капитализме. Высокую оценку в 1910 дал повести М. Горький. В 1908 Ш.-А. вернулся в Россию; в октябре было широко отмечено 25-летие его литературной деятельности, в 1909 изданы его произведения на русском языке.

В последние годы жизни Ш.-А. опубликовал роман 'Кровавая шутка' (1912) - отклик на процесс Бейлиса, работал над драматическими произведениями ('Крупный выигрыш', 1915) и автобиографическим романом 'С ярмарки' (не окончен). 1-я мировая война 1914-18 застала писателя в Германии, где он лечился; он был интернирован и направлен в Берлин, затем в Данию, а в декабре 1914 приехал в Нью-Йорк. Империалистическая война вызвала гневный отклик Ш.-А. (цикл рассказов 'Сказки тысяча и одной ночи', 1914). Чувство одиночества в чужой стране, угнетавшее писателя, обострило болезнь, приведшую к смерти. Реалистическое творчество Ш.-А. получило мировое признание, его произв. переведены на многие языки мира. Еврейская современная литература продолжает лучшие традиции писателя.

Соч.: Юбилеумойсгабе, т. 1-14, Варшава, 1908-14; Але верк, т. 1-28, Нью-Йорк, 1917-25; Ойсгевейлте верк, т. 1-15, М., 1935-41; Ойсгевейлте брив, М., 1941; Але верк, т. 1-3, М., 1948; в рус. пер.- Избр. произведения, т. 1-8, М., 1910-13; Собр. соч. [Предисл. Р. Рубиной], т. 1-6, М., 1959-61; Собр. соч. [Предисл. М. Бажана], т. 1-6, М., 1971-74.

Лит.: Фадеев А., О Шолом-Алейхеме, в его кн.: За тридцать лет, 2 изд., М., 1959; Ременик Г., Шолом-Алейхем. Критико-биографич. очерк, М., 1963; Ойслендер Н., Грундштрихн фун идишн реализм, К., 1919; Ременик Г., Шолом-Алейхем дер новеллист, 'Советише литератур' (Киев), 1939, | 3-4; Шолом-Алейхем. Замлунг критише артиклен ун материалн, К., 1940; Майзиль Н., Унзер Шолом-Алейхем, Варшава, 1959.

Г. А. Ременик.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.