Значение слова РИШПЕН в Литературной энциклопедии

РИШПЕН

Жан [Jean Richepin, 1849—1926] — французский писатель. Р. в Алжире в семье военного врача. Некоторое время учился в ?cole Normale в Париже. Не окончив курса, отправился добровольцем на франко-германскую войну [1870]. Вел бродяжнический образ жизни, испробовал несколько профессий. Начал литературную деятельность очерком о Жюле Валлесе «Les ?tapes d’un r?fractaire» [1872]. Громкую известность приобрел сборником стихов «La chanson des gueux» (Песнь босяков, 1876). Эта книга, являвшаяся как бы отдаленным отголоском поэзии Франсуа Вийона, имела успех скандала; мастерски написанные стихотворения рисуют быт так наз. «подонков общества»; Р. дает здесь острую сатиру на мещанские идеалы. За ним последовал сб. «Blasph?mes» [1884]. После первого успеха Р. стал быстро приспособляться ко вкусам средней и мелкой буржуазии; наибольшим успехом пользовались его пьесы, из к-рых большинство в стихах. Наиболее известны две драмы Р.: «Le flibustier» [1888 (из жизни моряков)] и «Le chemineau» [1897 (из жизни железнодорожников)]. Драматический конфликт в них сводится к борьбе личности со средой. Героями Р. являются преимущественно представители люмпенпролетариата и мелкого крестьянства. Изображение босяков дало повод некоторым критикам сравнивать

717 Р. с Горьким. Но аналогия здесь может быть только внешней. Босяки Р. трактуются с позиций мелкобурж. богемы, к-рые всегда были чужды великому пролетарскому писателю. Произведения Р. отличаются умелой композицией, сочным реализмом в духе Рабле, ярким, богатым языком; Р. любит необычайные фабулы, острые положения; в этом отношении на нем заметно некоторое влияние Эдгара По. Благодаря этим чертам, равно как и своему поверхностному анархическому бунтарству, Р. сделался одним из любимых писателей невзыскательной мелкой буржуазии, ценившей в его произведениях пикантность «запретного плода». Стихи Р. часто лишены подлинного лиризма и являются пустой декламацией. Основным недостатком всех его произведений является погоня за внешними эффектами. В 1908 Р. был избран в члены Французской академии. Некоторые произведения Р. переведены на русский язык. Библиография: I. Кроме указ. следует отметить стихи: Les caresses, 1877; La mer, 1886; драмы в стихах: Par le glaive, 1892; прозаические произведения: La glu,1881; Le pav?, 1883; Miarka, la fille ? l’Ourse, 1883 (впоследствии Р. написал оперное либретто на этот же сюжет). На русск. яз. перев.: Госпожа Андре, Роман, СПБ, 1879; Из рассказов, «Русское богатство», 1880, № 4; Ради науки, Рассказ, там же, 1881, № 9; Клейкая, Роман, Москва, 1881; Образцовое преступление, Рассказ, «Русское богатство», 1892, №№ 4 и 5; Первые шаги Цезария Борджиа, Историческая повесть, СПБ, 1910; Тина, Роман, изд. Русск. кн-ва в Париже, 1911—1912 (то же, что «Клейкая»); Добрый шут, Романическая драма в 1 д., СПБ, 1914; Испанские рассказы, перев. Э. Л. Вейнбаум и И. И. Зак, изд. «Прибой», Л., 1927. II. Roger-Mil?s L., J. Richepin, P., 1887; Faguet E., Propos de th??tre, t. III, P., 1906; Doumic R., Le th??tre nouveau, P., 1908; Lema?tre J., Les contemporains, t. II, P., 1889; Bourget P., Quelques t?moignages, P., 1928; Леметр Ж., Современные писатели, СПБ, 1891. Е. Г.

Литературная энциклопедия.