[Ren? Fran?ois Armand Sully Prudhomme, 1839—1907] — псевдоним французского поэта Рене Франсуа Армана Прюдома. Обучался классическим языкам в лицее Бонапарта и в 1856 получил звание баккалавра наук. После этого поступил на службу на один из заводов Крезо. Однако С. вскоре оставил это место и возвратился в Париж, где некоторое время занялся изучением нотариального права. Издание первого сборника стихов «Stances et Po?mes»
154 [1865] было встречено всеобщим одобрением; это дало ему возможность посвятить себя всецело лит-ой деятельности. В 1869 выходит в его переводе и с его предисловием «Le premier livre de Lucr?ce» и в 1869 сборник «Les Solitudes». Другие книги С.: «Po?sies (Les ?preuves, Les ?curies d’Augias. Croquis Italiens...»), 1872, за к-рыми последовали «Impressions de la guerre» [1872], «Les Destins» [1872], «La R?volte des fleurs» [1874], «La France» [1874], «Les Vaines tendresses» [1875], «La Justice» [1878], «Le Prisme» [1886], «Le Bonheur» [1888], «Les Solitudes» (второе издание, 1894), «Oeuvres de prose» [1898], «Sully Prudhomme ? Alfred de Vigny Sonnets» [1898]. Кроме произведений художественных, С. принадлежат три работы теоретического характера: «R?flexions sur l’art des vers» [1892], «L’Expression dans les beaux-arts» (вошло в кн. Oeuvres. Prose. 1883), «Testament po?tique» [1901]. В 1881 был избран членом Французской академии, а в 1902 награжден Нобелевской премией. С. объединяет с поэтами «Парнаса» одинаковая вражда к рассудочности Ламартина и лирической беспорядочности Мюссе, виртуозная техника стиха и строгая законченность формы, но вместе с тем его творчество представляет преодоление тенденций парнасской поэзии при использовании ее средств. Исключительно эстетическому восприятию действительности и выражению ее во внешних пластических образах он противополагает моральное и логическое осознание ее. В его лице мыслитель работает рука об руку с поэтом. Он не замыкается подобно парнасцам в гордом одиночестве художника. Его поэзии не чужды социальные мотивы, к-рые совершенно несвойственны парнасцам. В то время как взоры последних были обращены к временам давно прошедшим или экзотическим странам, внимание С. было устремлено на современность, он чувствовал себя сыном своего века и своего народа. Переживания С.-гражданина выражены в «Impressions de la guerre», в сонетах, составивших поэму «La France», где он разделяет чувство национальной скорби по поводу неудачной войны 1870—1871 и старается одновременно пробудить в молодом поколении мужество и уверенность в будущем. Если парнасцы были не чужды феодальных и католических тенденций, увлекались порою учением о нирване, то С. заявлял себя решительным позитивистом; он пытался сочетать художественное постижение мира с научным. На этом пути он являлся предшественником так наз. «научной поэзии» Рене Гиля и его последователей. Но это стремление разрешить в поэзии стоящие перед современной наукой задачи приводило нередко С. к абстрактному аллегоризму. В этом недостатки его поэм: «Les ?curies d’Augias», «Les Destins», «Le Z?nith». Более удачны поэмы: «La Justice» и «Le Bonheur». В первой из них поэт после тщетных поисков справедливости в общественной жизни и в устройстве вселенной вообще находит ее в сердце человека; во второй «фаустовская» проблема разрешается в том смысле, что счастье невозможно найти
155 ни в жизни чувств, ни в области знания, оно лишь в самопожертвовании. Вместе с тем следует отметить, что представление об основных силах истории, о классовой борьбе было чуждо С. В полном соответствии с рационалистическими основами своего мышления С. ждет преобразования человеческого общества от прогресса науки и искусства, к-рые должны стать доступными всем людям. Широкой известности как во Франции, так и за ее пределами С. обязан своим лирическим произведениям. Лирическая поэзия С. является одним из звеньев в той линии развития французской поэзии, к-рая связана с гимнами Альфреда де Виньи и Сент-Бёва. В ней творчество С. соприкасается с творчеством его младших современников — символистов. Правда, и в этой области на стихах С. лежит неизменная печать рассудочности, мешающая ему отнестись со свойственной другим поэтам доверчивой непосредственностью к жизни и природе: таковы напр. его «Le ciel», «La grande Ourse», но зато другие лирические стихотворения проникнуты такой утонченной нежностью и замкнуты в такую совершенную форму («Les yeux», «Priere», «Les voici»), что они заставляют отвести С. одно из видных мест среди лириков Франции. Библиография : I. Перечень произведений С. — в тексте. Существуют три сборника переводов из С. на русск. яз.: Сюлли-Прюдом в переводах Андреевского, Анненского, Апухтина... (и др.), СПБ, 1911; Избранные стихотворения. Сб., сост. П. Н. Петровский, Изд. «Польза» (в серии «Универс. библиотека», № 863), М., 1913; Избранные стихотворения. Составил П. Н. Петровский. Сборник, изд. «Земля и фабрика», М., 1924. II. Bruneti?re F., L’Evolution de la po?sie lyrique en France au dixneuvi?me si?cle, t. II, P., 1894; Coquelin G., Un po?te philosophe Sully Prudhomme, P., 1882; Sainte-Beuve Ch. A., Nouveaux lundis, t. X, P., 1868; Car? T., Po?tes et romanciers, P., 1888; France A., La vie litt?raire, 2-e s?rie, P., 1890; Verlaine P. [под псевдонимом Pierre et Paul], Les hommes d’aujourd’hui, P. [c 1903]; Zyromsky E., Sully Prudhomme, P., 1908; Цебрикова М. К., Поэт-мыслитель, «Русская мысль», М., 1887, кн. II; Леметр Ж., Современные писатели, СПБ, 1891 (см. стр. 59—89 — Сюлли-Прюдом); Деген Е., Новейшая французская лирика, «Новое слово», СПБ, 1896, № 9 (июнь). В. Шишов