Значение ФОКИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ФОКИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

Михаил Михайлович [11(23).4.1880, Петербург, v 22.8.1942, Нью-Йорк], русский артист балета, балетмейстер, педагог. В 1898 окончил Петербургское театральное училище по классу Н. Г. Легата. Был солистом Мариинского театра. В 1901v11 преподавал в Петербургском театральном училище (ученики v Е. П. Гердт, Л. В. Лопухов и др.). Как балетмейстер дебютировал в 1905. В 1909v12 и 1914 участвовал в Русских сезонах в Париже и Лондоне. С 1918 жил и работал за границей (с 1921 в США). Ф. стремился осуществить реформу балетного театра. Каждому спектаклю придавал неповторимый облик, создавал балеты, решенные единым хореографическим языком, обращался к танцевальному фольклору и смежным искусствам; классический танец сочетался в его балетах с характерным, со свободной пластикой и др. выразительными средствами. Эстетическая программа Ф. включала стилизацию, воспроизведение в танце античной вазовой живописи, старинных гравюр. Однако при этом балетмейстер всегда стремился выразить мироощущение современного ему зрителя. Каждый спектакль Ф. делал психологически осмысленным, драматически напряжённым, театрально действенным. Обращаясь к симфонической музыке, не предназначенной для балета, Ф. продолжил искания в области танцевального симфонизма и обособил бессюжетный балет, построенный по законам музыкально-хореографической разработки, как самостоятельный жанр. Действительность в балетах Ф. представала вакхическим праздником, в который диссонансом врывались темы одиночества, крушения надежд, обречённости необузданных страстей. Как танцовщик Ф. обладал благородной грациозной манерой исполнения, лёгким высоким прыжком (исполнял партии классического репертуара). Среди постановок Ф.: в Мариинском театре v 'Павильон Армиды' Черепнина, 'Египетские ночи' Аренского, 'Шопениана' на музыку Шопена, 'Исламей' на музыку Балакирева, и др.; для Русских сезонов v 'Половецкие пляски' из оперы 'Князь Игорь' Бородина; балеты 'Жар-птица', 'Петрушка' Стравинского, 'Дафнис и Хлоя' Равеля, и др. Для А. П. Павловой поставил хореографический этюд 'Умирающий лебедь' на музыку Сен-Санса. В 1934v35 работал в 'Гранд-Опера', в 1936v39 v в труппе 'Балле рюсс де Монте-Карло'. В 1923v42 руководил студией в Нью-Йорке. Автор мемуаров и статей о балете.

Соч.: Умирающий лебедь, вступ. ст. Г. Добровольской, Л., 1961; Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, [вступ. ст. Ю. И. Слонимского], Л. v М., 1962.

Лит.: Иванов И., М. Фокин, П., 1923; Стравинский И., Хроника моей жизни, [пер. с франц.], Л., 1963; Красовская В. М., Русский балетный театр начала XX века, Л., 1971; Beaumont С., Michel Fokine and his ballets, L., 1935.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.