Значение слова ДЖЕНТЛЬМЕН в Словаре Терминов гендерных исследований.

ДЖЕНТЛЬМЕН

- особый тип маскулинности в гендерной системе, обладающий джентльменским этосом. Понятие джентльмен, как и понятие рыцарь, пришло из социальной истории и в своем первоначальном смысле обозначало человека из хорошей семьи, как синоним понятия "благородный". В XVI в. в Англии так стали называть ту часть джентри (мелкопоместного дворянства), которая имела право носить герб, но не имела титула. Классическим определением джентльмена в источниках той эпохи являлось следующее: это тот, кто не зарабатывает себе на жизнь руками, или тот, кто не работает руками. Постепенно, однако, понятие джентльмен стало приобретать переносное образное значение, связанное с типом поведения и маскулинности дворянина, а в XX в. данный термин можно применить по отношению к любому мужчине, чье поведение и этические ценности соответствуют этому понятию.

Уже в XVIII в., с момента проникновения огромного количества представителей третьего сословия и ухода младших сыновей джентри в коммерцию и бизнес, появляются теории "джентльменства", которые пытаются дать этическое, а не социальное наполнение данного понятия. Так, Даниель Дефо в своем трактате "Совершенный джентльмен" проводит различие между джентльменами по происхождению - и по воспитанию и образованию. По его мнению, именно последние и заслуживают звание джентльмена. Поэтому воспитанию и образованию джентльмена уделяется особое внимание. Джон Локк посвятил свой знаменитый трактат "О воспитании" именно этому вопросу. Джентльмен хорошо владеет древними языками, историей, литературой и всем, что связано с античностью. Он стремится к благородству античных героев. Джентльмен обязательно разбирается в искусстве, особенно в живописи, и является его тонким ценителем. Джентльмен знаком со всеми современными научными и философскими доктринами и может легко вести о них разговор, однако презрение к научности, педантизму и интеллекту неразрывно связано с любительским характером полученных знаний. Главным для джентльмена является чувство собственного достоинства, которое выражается в манере себя вести, речи, осанке, походке, жестикуляции, одежде. Джентльмен никоим образом не может зарабатывать себе на жизнь физическим трудом, поэтому он должен иметь определенные средства, которые зарабатываются трудом интеллектуальным: карьера юриста, адвоката, врача, чиновника, политика, учителя, священника, бизнесмена вполне приемлема. Джентльмен заботится о своем здоровье и своей физической форме - занятия любительским спортом являются необходимым элементом джентльменства.

Джентльмен являет собой коллективную форму мужской элитарности, которая воспитывается в закрытых частных школах (в Англии такими школами являются "публичные школы", такие как Итон, Винчестер, Вестминстер, Регби, Харроу). Здесь молодых людей учат умению воспитывать в себе характер и чувству локтя (солидарность, приобретенную в такой школе, сохраняют до конца жизни, любой английский премьер, приходящий к власти, часто назначает членами своего кабинета бывших товарищей по школе). Джентльмену присуще спокойствие и уверенность в себе, отличающая независимого человека. Он владеет собой, что важно в деле правления, ибо джентльмена готовят прежде всего к политическому поприщу и общественной жизни. Он правдив, но говорить правду без надобности не станет. Он доверяет другим и сам вызывает доверие. Джентльмен упорен в преодолении трудностей, он избегает какой-либо аффектации. Его отличает немногословность и недоверие к слишком эмоциональным оценкам. Тактичность, выполнение взятых на себя обязательств, готовность прийти на помощь - все эти качества присущи джентльмену. Поскольку джентльмен готовится для общественной жизни, он живет, постоянно подчиняясь определенным "правилам игры". Они запрещают пользоваться слабостью противника, "бить" в спорах по его заведомо уязвимым местам.

Одним из важным компонентов образа джентльмена является его отношение к женщине. Безусловно, поведение по отношению к равной и низшей является разным, и это деление не зависит от социального статуса самого джентльмена. Женщина не является главным предметом забот джентльмена. Он обращает на нее внимание лишь тогда, когда ему необходимо жениться и составить во всех отношениях хорошую партию, причем финансовый вопрос здесь часто стоит не на первом месте. Таким образом, джентльмен свои отношения с женщиной кодифицирует в рамках законной любви, брака. Любовь его спокойна и дружественна, благородна и обещает защиту. Он готов вступиться за честь девушки, если добродетель ее доказана. Главными ценностями в женщине для него являются добродетель, невинность, покорность, мягкость, нежность, благородство. Красота женщины следует последним пунктом. Для него женщина - всего лишь крепкий тыл, который обеспечит ему отдых в спокойной, уютной обстановке от опасностей и грязи публичной жизни. Таким образом, женщина и жена для джентльмена являются синонимами. Женщина сопровождает джентльмена на выездах, принимает в его доме его друзей, поддерживает его репутацию, рожает ему детей, читает для него книги и газеты, занимается благотворительностью, выполняя его обязательства, на которые ему просто не хватает времени. То есть она живет его жизнью и ради него. Ради такой женщины джентльмен готов на многое, но не на все: на все он готов ради своей карьеры и ради того, чтобы угодить другому джентльмену.

Таким образом, маскулинный тип джентльмена - это пример человека публичного, четко разграничивающего сферы жизни и деятельности по гендерному принципу с дискриминационным уклоном по отношению к женщине. Именно он создает культ "нежной беззащитной", которую нужно беречь и защищать от подлости и ужасов внешнего мира. Именно с ним и благодаря ему женщина высшего класса в XIX в. попадает под домашнее "закрепощение" и лишается своих, даже естественных, прав. Тем не менее, тип джентльмена и сегодня исключительно популярен и прослеживается в модели поведения многих мужчин определенных социальных слоев.

Gentleman (англ.)

Литература:

Демурова Н. М. Портрет английского джентльмена между двумя мировыми войнами (рассказ У. С. Моэма "В львиной шкуре") // Одиссей. Человек в истории. 1994. С. 219-231.

Кулагина (Муравьева) М. Г. Английская аристократия первой половины XVIII века: класс или сословие? // Вестник всеобщей истории. СПб., 1997. С. 31-52.

Она же. Рождение и воспитание детей в среде английской аристократии в XVII-XVIII веках // Вестник всеобщей истории. СПб., 1999. С. 64-93.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

Теккерей У. Книга снобов // Теккерей У. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1975.

Barker E. Traditions of Civility. Cambridge, 1948.

Beard Geoffrey W. The Compleat Gentleman: five centuries of aristocratic life. New York, 1993.

Brauer G. C. The Education of a Gentleman: theories of gentlemanly education in England, 1660-1675. N. Y., 1959.

Guttsman W. L. The British political elite. London, 1963.

Kuchta David. The three-piece suit and modern masculinity: England, 1550-1850. Berkeley, 2001.

Peacham H. The Complete Gentleman. Ithaca, 1962.

Pflaum G. Geschichte des Wortes "Gentleman" in Deutschen. Stuttgart, 1965.

© М. Г. Муравьева

Термины гендерных исследований..