Значение ТЕККЕРЕЙ УИЛЬЯМ МЕЙКПИС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ТЕККЕРЕЙ УИЛЬЯМ МЕЙКПИС

(William Makepeace Thackeray) — знаменитый английский романист, один из творцов реалистического романа в Европе; род. в 1811 г. Отец и дед его служили в Индии; сам Т. родился в Калькутте. Его в раннем детстве перевезли в Лондон, где он поступил в школу Charter House. Уже с детства Т. славился среди товарищей своими остроумными пародиями. 18-ти лет он вступил в Кембриджский университет, где пробыл не более года. В университете он издавал юмористический студенческий журнал, заглавие которого, "Snob", доказывает, что уже тогда он стал изучать вопрос о "снобах", столь много занимавший его впоследствии. В "Snob" помещена была сатирическая поэма "Тимбукту", свидетельствовавшая о несомненном сатирическом таланте. Оставив Кембридж в 1830 г., Т. путешествовал по Европе; жил в Веймаре и в Париже, где учился рисованию у известного английского художника Бонингтона. Хорошо рисовать Т. не научился, но в его иллюстрациях к собственным романам сказывается уменье передавать характерные черты в карикатурном виде. В 1832 г. Т., достигнув совершеннолетия, стал собственником капитала (около 500 фн. дохода в год), но очень скоро растратил его, отчасти проигрышем в карты, отчасти в неудачных попытках литературного издательства. Обе предпринятые им газеты, "National Standart" и "The Constitutional", скоро погибли. Первые его произведения, "History of Samuel Titmarsh" и "The Great Hoggarty Diamond", напечатаны были в "Frazer's Magazine". В 1837 г. Т. женился, но семейная жизнь принесла ему много горя вследствие психического недуга жены; ее пришлось поселить отдельно от мужа, и всю остальную жизнь Т. жил в обществе трех дочерей; одна из них, м-сс Ричмонд-Ритчи — известная романистка, написавшая ценные воспоминания об отце. Кроме постоянного сотрудничества в "Frazer's Magazine", Т. писал в "New Monthly Magazine", где под псевдонимом Михаила Титмарша появилась его "Paris Sketch Book". Т. часто писал под псевдонимами, по распространенному в то время обычаю (и Диккенс сначала подписывался Boz). Впервые Т. подписался настоящим именем под "Vanity Fair" ("Ярмарка тщеславия"). К тому же времени относится начало его сотрудничества в "Punch'e", где появились его "Snob Papers" и "Ballads of the Policeman X". В 1843 г. вышла "Irish Sketch Book", а в 1846 г. — первый роман, доставивший Т. громкую славу: "Ярмарка тщеславия". Роман написан без точно определенного плана, с таким расчетом, чтобы в журнале его можно было растянуть на сколько угодно или же закончить столь же произвольно. Т. только задумал несколько центральных лиц и вокруг них группировал разные инциденты. Автор "Ярмарки тщеславия" стал видным членом лондонского общества и был в самых лучших отношениях с выдающимися писателями того времени. За "Ярмаркой тщеславия" последовали в 1850. 1853 и 1854 гг. большие романы: "Penndenis", "Esmond" и "The Newcomers". В 1854 г. Т. отказался от сотрудничества в "Punch" и написал в "Quarterly Review" статью о Дж. Личе ("J. Leech's Pictures of Life a. Character" с очень интересной характеристикой этого карикатуриста. К этому времени относится начало нового рода деятельности Т.: он стал читать публичные лекции в Европе, а потом в Америке, побужденный к этому отчасти успехами Диккенса. Но он не читал своих собственных повестей, как Диккенс, а составил несколько историко-литературных очерков, которые и читал, имея большой успех у публики. Из этих лекций составились две его книги: "Английские юмористы XVIII в." и "Царствование четырех Георгов". В 1857 г. Т. написал роман "The Virginians" (продолж. "Esmond'a"), а в 1859 г. сделался редактором-издателем журнала "Cornhill Magazine". Он умер в 1863 г., оставив незаконченный роман "Denis Duval". Основа всех романов и юмористических очерков Т. — его пессимизм и реалистическое изображение английской жизни. Он хотел противопоставить правду жизни условной идеализации прежних английских романов. В романе предполагается всегда идеальный герой или героиня; Т. называет сове лучшее произведение — "Ярмарку тщеславия" — романом без героя, и в этом романе, как и в остальных, ставит в центр действия людей порочных или по меньшей мере эгоистических. Он исходит из того убеждения, что в жизни зло гораздо интереснее и разнообразнее, чем добро, и что нужно изучать людей, действующих из дурных побуждений. Изображая зло, пороки и мелочность людей, он этим отрицательным путем тем ярче проповедует положительные идеалы, но сам при этом настолько увлекается своими порочными героями, возбуждает к ним интерес читателя. Глубокий пессимизм в связи с юмором, т. е. со смехом, вносящим до некоторой степени гармонию в диссонансы жизни, создает в произведениях Т. очень своеобразный аккорд и делает их высокохудожественными и жизненными. По своим реалистическим приемам Т. сходен с Диккенсом, но отличается от него тем, что не делает никаких уступок сентиментальному представлению об английской добродетели, а беспощадно рисует людей во всей их непривлекательности. Поэтому все его романы превращаются в сатиры, всегда имеющие, впрочем, нравственную подкладку: пороки изображены весьма ярко, но далеко не в симпатичном виде. В "Ярмарке тщеславия" героиня, Бекки Шарп, бедная девушка с очень положительными целями в жизни. Она хочет "устроиться" и не стесняется средствами: она пользуется своим умом и красотой, чтобы опутать своими интригами всех нужных ей людей, очаровывает богатых старых холостяков, эксплуатирует полюбившего ее молодого офицера и, выйдя за него замуж, обманывает его; даже когда ее проделки открыты, она устраивается так, чтобы сохранить свое положение в свете и возможность жить в роскоши. Жадность, суетность и эгоизм, свойственный людям — и в особенности женщинам, — поглощенным погоней за житейскими благами, воплощены в Бекки Шарп чрезвычайно ярко и сильно. В романе интересны только героиня и другие отрицательные типы: добродетельная Амалия Сэдли и другие жертвы Бекки скорее скучны и бесцветны, если в них нет, как в увальне Джо Сэдли, преобладания комических и некрасивых черт. Особенность Т. в том, что его герои не изверги; в них есть всегда какая-нибудь черта, делающая их человечными. Они борются за свое благополучие — но такова жизнь, и Т. обвиняет не их, а общую мелочность условий жизни. В "Пенденнисе" есть эгоист дядя и легкомысленный племянник, подверженный всем слабостям и заблуждениям молодости — и оба они все-таки остаются человечными в своих ошибках; таковы и остальные весьма недобродетельные персонажи романа: ирландская семья Костиганов, интриганка Бланш, Амори и др. В "Ньюкомах" — продолжении "Пенденниса" — Т. показывает, как люди склонны обманывать других и становиться жертвами обмана. Весь роман — сплошная сатира на семейную жизнь, на женщин, которые преклоняются перед богатством и знатностью, на "гениальных" молодых художников, которые ничего не делают, но тешатся честолюбивыми мечтами и т. д.; это целая галерея жизненнх, ярких и с блестящим юмором изображенных типов. Пессимизм Т. вносит в окончание "Ньюкомов" трагическую ноту — смерть разорившегося полковника Ньюкома в приютившей его общине "Grey Friars" — и заканчивает сатиру гуманным грустным аккордом. "Эсмонд" и "Виргинцы" — два исторических романа из быта XVIII в. В них есть благородные характеры, изображенный с большой любовью; только героиня "Эсмонда" — воплощение мелкой, тщеславной и эгоистической души в прекрасном теле. Общая картина проникнута грустью и мораль сводится к тому, что результат низких побуждений всегда печальный, хотя бы ими достигались кажущиеся внешние блага. В этих романах, как и в предыдущих, Т. дает историю целых семей — и эта эпичность замыслов углубляет реализм, прикрепляет образы к жизни, делает их типичными не для одной Англии. Блеск юмора и сатирического таланта Т. сказывается и в его "Snob Papers" и "Yellowplush-Papers" — остроумных карикатурах на высшее английское общество и на "снобов" всех классов общества. Из изд. соч. Т. лучшее выход. с 1880 г. ("Edit de luxe", 24 т.). См. Hannay, "Memoir of T." (1864); Taylor, "T. the humourist a. the man of lettres" (2-е изд., 1868); "Thackerayana? Notes a. anecdotes" (1874); A. Trollope, "T." (1887, "Engl. Men of Lettres"); Conrad, "T. ein Pessemist als Dichter" (1887); H. Merivale and Marzials, "Life of T." (Лонд., 1891); "Chapters from some memoirs" дочери Т. (Лонд., 1894); Jack, "T., a study" (Лонд., 1895). На русском языке переводы сочинений Т. появляются с 50-х годов. Отдельное изд. "Ярмарка тщеславия" (СПб., 1851; то же под заглавием "Базар житейской суеты" (СПб., 1853); то же (СПб., 1873); то же (перев. Введенского, СПб., 1885); "История Пенденниса" (СПб., 1852), то же (СПб., 1874); то же (перев. Введенского, СПб., 1885); "Книга мишуры" (перевод Голенищева-Кутузова, М., 1859); "Ньюкомы" (СПб., 1856); то же (перев. С. М. Майковой, СПб., 1890); "Очерки английских нравов" (перев. Ф. Ненарокомова, СПб., 1859); "Ловель вдовец" (СПБ., 1860); "Записки мистера Желтоплюша" (СПб., 1860); "Горас Сальтоун" (СПб., 1862); "Сатирические очерки" (СПб., 1864); "Приключения Филиппа в его странствовании по свету" (СПб., 1871); "Мужнина жена" (СПб., 1878); "Собрание сочинений" (в 12-ти тт., СПб., 1894—95); О Т. см. Александров, "Т., биографический очерк"; Дружинин (Соч. т. V); "Жизнь и сочинения В. Т. по Троллопу" ("Век", 1882, № 10—12); И. Тэн, "Новая английская литература" (СПб., 1876); его же, "Т." ("Отечественные записки", 1864, № 7); "Диккенс и Т." ("Рус. вестник", 1864, № 7; "Современник", 1864, № 11—12); "Жизнь и сочинения Т." ("Отеч. записки", 1855, № 1); Форг, "Из жизни Т." (ibid., 1864, № 8); "В. Т., литературная характеристика" ("Библиот. для чтения", 1856, № 3).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.