Значение МОРРИС УИЛЬЯМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МОРРИС УИЛЬЯМ

(Morris) Уильям (24.3.1834, Уолтемстоу, Эссекс, - 3.10.1896, Лондон), английский художник, писатель, теоретик искусства, общественный деятель. Учился в Оксфордском университете (1853-56). С 1856 работал в архитектурной мастерской Дж. Э. Стрита в Лондоне. В 1857-62 обратился к живописи. В 1861-62 организовал совместно с П. Маршаллом и Ч. Фолкнером художественно-промышленную компанию (кустарные мастерские декоративной росписи, мебели, тканей, обоев, металлических изделий, витражей, шпалер, вышивок). Эстетические взгляды М. формировались под влиянием учения Т. Карлейля , лекций Дж. Рескина , а также идей движения прерафаэлитов . Начиная с 1860-х гг. он выступал с романтической критикой буржуазной действительности, видя в искусстве главное средство ее преобразования и ставя своей целью эстетическое воспитание масс. Сотрудничая с Ф. М. Брауном, Д. Г. Россетти, Э. Бёрн-Джонсом, У. Крейном и архитектором Ф. Уэббом, М. стремился противопоставить обезличенному капиталистическому машинному производству индивидуальное творчество (вместе с тем он был уверен в безграничности эстетических возможностей машинного производства при социализме), возродить вытесненные капиталистической индустрией народного ремёсла и т. о. решить проблемы, стоящие перед современным декоративно-прикладным искусством. В известном смысле М. закладывал основы художественного конструирования , выдвигая на первый план роль мастера-творца. Изделия мастерских М., оформленные им интерьеры отличаются определенной функциональной оправданностью и тектонической уравновешенностью композиции, чёткостью орнамента, стилизующего растительные мотивы, сдержанностью цветовых сочетаний; рядом черт они предвосхищают стиль 'модерн' . Деятельность мастерских во многом способствовала возрождению англ. декоративно-прикладного искусства; однако на практике, сводясь к новому оформлению буржуазного быта, она входила в неизбежное противоречие с эстетической программой М. В 1877 М. основал Общество защиты старинных зданий, в 1890-91 - Келмскоттское издательство, выпускавшее книги по образцам инкунабул [иллюстрированные М. в духе английских готических миниатюр 'История сверкающей долины' (совместно с У. Крейном; см. илл. ) и 'Сочинения Джеффри Чосера' (совместно с Э. Берн-Джонс, 1896]. Тяготением к средневековым мотивам, романтической стилизацией образов отмечено и литературное творчество М. (поэмы 'Защита Гиневры', 1858, и 'Земной рай', 1868-70). С 1880-х гг. М. играл крупную роль в английском рабочем движении. С января 1883 член Демократической (с начала 1884 Социал-демократической) федерации. После её раскола - один из основателей (1884) Социалистической лиги, издатель и редактор (1884-90) её органа 'Коммонуэл' ('Commonweal'). Вышел из лиги после прихода к руководству в ней анархистов. М. изучал труды К. Маркса, но не понял сущности его учения, оставаясь, по характеристике Ф. Энгельса, '...социалистом эмоциональной окраски...' (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 36, с. 409), Свои социалистические взгляды М. выразил во многих статьях, революционных стихах, исторические повести 'Сон про Джона Болла' (1888; рус. пер. 1911) и социально-утопическом романе 'Вести ниоткуда, или Эпоха счастья' (1891; рус. пер. - М., 1906), рисующем будущее счастливое общество.

Соч.: Искусство и жизнь, [пер. с англ., предисловие А. А. Аникста], М., 1973; Collected works, v. 1-24, L. - N. Y., 1910-15; Selections, М., 1959.

Лит.: Мортон А. Л., Английская утопия, [пер. с англ.], М., 1956, с. 191-212; Гольдзамт Э., Уильям Моррис и социальные истоки современной архитектуры, [пер. с польск.], М., 1973; Amot R. P., W. Morris, L., 1964; Henderson Ph., William Morris. His life, work and friends, L., 1967; Meier P., La pensee utopique de William Morris, P., 1972.

Г. И. Володина.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.