Василий Алексеевич [19(31).7.1836, Воронеж, - 23.3(4.4).1878, Сердобск, ныне Пензенской области], русский писатель. Родился в дворянской семье. Учился в Московском университете (1854-55). В 1857-62 был чиновником. Увлечённый социалистическими идеями Н. Г. Чернышевского (в частности, его романом 'Что делать-'), С. создал в 1863 в Петербурге первую коммуну, вызвавшую к жизни множество подобных общежитий. В 1866 привлекался по делу Д. В. Каракозова . До конца жизни находился под надзором полиции.
Литературная деятельность С. началась в конце 1850-х гг. Первый цикл очерков 'Владимирка и Клязьма' опубликован в 1861. Очерки были замечены деятелями 'Современника' . Следующий очерковый цикл - обличительный портрет расхваленного либеральной печатью 'образцового города' - 'Письма об Осташкове' - появился уже в этом журнале в 1862-63. В 1863-66 были опубликованы рассказы и драматические этюды С. о простых людях: 'Питомка', 'Ночлег', 'Казаки' ('Свиньи'), 'Мёртвое тело' и др.: в них - правдивое изображение народа, живые будничные сцены, динамичные диалоги. В 'Современнике' же было напечатано и самое значительное произв. С. - повесть 'Трудное время' (1865), отличающаяся широтой охвата жизненного материала, постановкой коренных вопросов переломной эпохи (драматическое положение народа и разночинца, идейная борьба времени, духовное развитие женщины). Сама форма повествования ('включение' в авторскую речь голоса героя-демократа Рязанова) способствует выражению неограниченного доверия С. именно к этому герою, человеку аналитического ума, развитого чувства гражданской ответственности; согласия автора с его оценками, глубоким и тонким пониманием 'трудного времени'. Эта повесть близка фельетонам-обозрениям С.: 'Петербургские заметки' (1863), 'Провинциальная хроника' (1865), 'Новости петербургской жизни' (1867), также воспроизводящим атмосферу реакции, 'трудного времени'. Некоторые замыслы произведений С. 70-х гг. не были осуществлены (например, роман 'Остров Утопия'), другие реализованы лишь частично (первые главы романа 'Хороший человек', опубликованы в 'Отечественных записках' в 1871).
Личность и творчество С. - писателя, актёра, режиссёра, организатора научно-популярных лекций, поборника женского равноправия - вызвали интерес у многих деятелей литературы и искусства (И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, М. Горький, К. С. Станиславский). Краткость, сдержанность повествовательной манеры С. предвосхитили некоторые черты художественной системы А. П. Чехова.
Соч.: Соч., т. 1-2, СПБ, 1866; Соч. [Вступ. ст. и коммент. К, И, Чуковского], т. 1-2, М., 1957; 'Литературное наследство', т. 71, Василий Слепцов. Неизвестные страницы, М., 1963; Избр. произв. [Вступ. ст. и примеч. М. Л. Семановой], Л., 1970.
Лит.: Горький М., О Василии Слепцове, Собр. соч., т. 24, М., 1953; Чуковский К., Жизнь и творчество Василия Слепцова. Тайнопись 'Трудного времени'. История Слепцовской коммуны, в его кн.: Люди и книги, 2 изд., М., 1960; Семанова М. Л., Творчество В. А. Слепцова, в сборнике: Проза писателей-демократов 60-х годов XIX в., М., 1962; её же, Художественное своеобразие повести В. А. Слепцова 'Трудное время', Л., 1974.
М. Л. Семанова.