Значение РОССИНИ ДЖОАККИНО АНТОНИО в Большой советской энциклопедии, БСЭ

РОССИНИ ДЖОАККИНО АНТОНИО

(Rossini) Джоаккино Антонио [29.2.1792, Пезаро, - 13.11.1868, Пасси, близ Парижа (в 1887 прах перевезён во Флоренцию)], итальянский композитор. Родился в семье музыкантов (отец - трубач и валторнист, мать - певица). С детства обучался пению, игре на чембало, скрипке, теории музыки. Обладая хорошим голосом, пел в церковных хорах, выступал как аккомпаниатор и дирижёр хора в оперных театрах. Систематическое музыкальное образование получил в Болонском музыкальном лицее (1806-10), где занимался у В. Каведаньи (виолончель), С. Маттеи (контрапункт). С 1806 член Болонской филармонической академии. Как оперный композитор дебютировал в 1810 ('Вексель на брак', Венеция), завоевав широкую известность. Связанный контрактами с антрепренёрами Болоньи, Венеции и других городов, писал по несколько музыкально-драматических произведений ежегодно. Эти оперы, в том числе 'Шёлковая лестница' (1812, Венеция), 'Пробный камень' (1812, Милан), свидетельствуют о формировании творческой индивидуальности Р. В опере-сериа 'Танкред' и опере-буффа 'Итальянка в Алжире' (обе 1813) проявились реформаторские тенденции: Р. придал операм современное героико-патриотическое звучание, нашёл новые выразительные средства. В обстановке крепнущего национально-освободительного движения итальянского народа против австрийского гнёта это было восторженно встречено публикой. В 1815 по просьбе патриотов Болоньи Р. написал 'Гимн независимости', исполненный под его управлением. Австрийская полиция установила надзор за Р., длившийся многие годы. В ряде опер, написанных для Неаполя (1815-22, в основном для театра 'Сан-Карло'), - 'Отелло' (по Шекспиру, 1816), 'Моисей в Египте' (1818), 'Магомет II' (по трагедии Вольтера, 1820), 'Зельмира' (1822) - претворилось тяготение Р. к патетическому стилю, к драматизации оперы-серпа, перестройке её в народно-героическую. Отсюда преобладание ансамблево-хоровых сцен, сквозного музыкального развития, драматической характерности. Одновременно он работал над обновлением

оперы-буффа, насыщая произведения этого жанра реалистическим содержанием. С наибольшим блеском музыкально-комедийный талант Р. проявился в опере 'Севильский цирюльник' (1816, Рим; написана за 19-20 дней) - шедевре итальянской оперы-буффа. Р. стремился к драматургическому и образному обновлению комической оперы, он создал бытовую музыкальную комедию (лирико-комическая опера 'Золушка', 1817, Рим), реалистическую музыкальную драму ('полусерьёзная' опера 'Сорока-воровка', 1817, Милан). Для творчества Р. характерно взаимопроникновение жанров: в комических операх появляются драматические и даже трагические ситуации, а в операх-сериа - жанрово-бытовые эпизоды. Р. свободно претворил в музыке своих опер итальянские народные песенные и танцевальные ритмо-интонации, разнообразные бытовые музыкальные жанры, богатейшие возможности бельканто.

В 1823 в Венеции была поставлена 'Семирамида' - последняя из написанных для Италии опер Р. С 1824 он обосновался в Париже. Был музыкальным руководителем Итальянского театра, с 1826 - королевским композитором и генеральным инспектором пения. Изучив французское оперное искусство, переработал свои оперы 'Магомет II' и 'Моисей в Египте' (в Париже - под названием 'Осада Коринфа', 1826; 'Моисей', 1827), сочинил произведения в жанре французской комической оперы - 'Граф Ори' (1828). Р. многое воспринял от французской музыкальной культуры, но в то же время он оказал большое воздействие на оперных композиторов Франции.

В 1829 в обстановке общественного подъёма кануна Июльской революции 1830 во Франции была создана последняя опера Р. - 'Вильгельм Телль', сыгравшая видную роль в развитии жанра большой оперы . Это - лучшая из народно-героических опер Р., в ней по-новому трактована героика, произведение исполнено патриотизма, рожденного мечтой об освобождении родины. В монархических странах оперу преследовала цензура, приходилось менять название, текст (в России - под названием 'Карл Смелый'). Создав около 40 опер, Р. после 'Вильгельма Телля' отошёл от оперного творчества. В последующие годы им написаны фортепианные, вокальные миниатюры, из произведений крупной формы - 'Стабат матер' (1842), 'Маленькая торжественная месса' (1864). В 1836-55 жил в Болонье, Флоренции, руководил Болонским музыкальным лицеем. С 1855 вновь обосновался в Париже, где его дом был одним из авторитетнейших музыкальных салонов. Творчество Р. имело определяющее воздействие на последующее развитие оперы (В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди) и оказало влияние на эволюцию европейского оперного искусства 19 в. Неистощимое мелодическое богатство, лёгкость и искристость, экспрессивность музыки, яркая сценичность обусловили популярность опер Р. во всём мире.

Лит.: Серов А. Н., Россини. Критический очерк, в его кн.: Избр. статьи, т. 1, М. - Л., 1950; Бронфин Е. Ф., Джоаккино Россини, жизнь и творчество в материалах и документах, М., 1973; Radiciotti G., Gioacchino Rossini, Vita documentata, opere ed influenza su l-arte. v. 1-3, Tivoli, 1927-29: Weinstock H., Rossini. A biography, N. Y., 1968.

Е. Ф. Бронфин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.