(Donizetti) Гаэтано (29.11.1797, Бергамо, - 8.4.1848, там же), итальянский композитор. Первоначально изучал композицию под руководством С. Майра, в 1815-17 занимался в Болонском музыкальном лицее у С. Маттеи (класс композиции). Дебютировал в 1818 оперой 'Энрико, граф Бургундский'. Произведения 20-х гг. создавались в большой мере под воздействием Дж. Россини. В 30-е гг. творчество Д. приобретает самобытный характер. Европейскую известность завоёвывают его оперы 'Любовный напиток' (1832), 'Лукреция Борджа' (1833). Одно из лучших, зрелых произведений Д. - опера 'Лючия ди Ламмермур' (1835, Неаполь). В 1835-1839 Д. профессор (с 1837 директор) консерватории в Неаполе. В 1839, после запрещения цензурой оперы 'Полиевкт', он переехал в Париж, где были поставлены его оперы 'Мученики' (2-я редакция 'Полиевкта') и 'Дочь полка' (1840), 'Фаворитка' (1843). Писал также оперы для театров Вены - 'Линда ди Шамуни' (1842), 'Мария ди Роган' (1843). В 1844 из-за болезни отошёл от композиторской деятельности.
Наряду с Дж. Россини и В. Беллини, Д. - виднейший представитель итальянской оперы 1-й половины 19 в., мастер искусства бельканто . Для его композиторского стиля характерны блестящая и лёгкая мелодика, эффектная вокальная виртуозность, театральность. Яркая страница в истории итальянской оперной музыки - комическая опера Д. 'Дон Паскуале' (1843, Париж) - одна из популярных опер-буффа. Однако некоторым произведениям Д. присущи легковесность, стилистическая пестрота, трафаретность характеристик, что вызвало отрицательную оценку творчества композитора некоторыми музыкальными деятелями 19 в. (А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым и др.). Д. принадлежат также кантаты, мессы, хоры, оркестровые и камерные произведения.
Соч.: Lettere inedite..., raccolte da A. Eisner-Eisenhof, Bergamo, 1897.
Лит.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-95; Петровский Е., Гаэтано Доницетти (1797-1848), 'Русская музыкальная газета', 1897, | 10; Zavadini G., Donizetti, Bergamo, 1948; Ashbrook W., Donizetti, L., [1965].