Значение слова УВЕРТЮРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

УВЕРТЮРА

(французское ouverture, от лат. apertura - открытие, начало), оркестровая пьеса, предваряющая оперу, ораторию, балет, драму, кинофильм и т.п., а также самостоятельное оркестровое произведение в сонатной форме .

Оперная У. подготавливает слушателя к предстоящему действию. Ранний образец У. - вступление к опере 'Орфей' Монтеверди (1607). К концу 17 в. сложились два основных типа У. - французская (ouverture а la Française), состоявшая из медленного вступления, быстрой полифонической части и медленного заключения (Ж. Б. Люлли), и итальянская (sinfonia) - из быстрой, медленной и снова быстрой частей (А. Скарлатти). Оба типа У. сыграли значительную роль в развитии сонатно-симфонического цикла. Большое распространение французская У. получила в Германии, где её помещали в начале сюиты или партиты (1-я часть оркестровых сюит и партиты ре мажор И. С. Баха).

Первоначально оперные У. не имели идейно-образных связей с самой оперой; лишь со 2-й половины 18 в. композиторы трактуют У. как симфонический пролог к опере, раскрывающий её содержание (по словам К. В. Глюка, У. должна служить 'вступительным обзором содержания'), У. может быть тематически связана с оперой ('Иван Сусанин', 'Руслан и Людмила' Глинки) или обобщённо выражать основной её характер ('Свадьба Фигаро' Моцарта, 'Севильский цирюльник' Россини).

Виды оперных У.: классическая У. в сонатной форме, иногда с медленным вступлением, утвердившаяся со 2-й половины 18 в. (У. к операм 'Альцеста' Глюка, 'Дон Жуан' Моцарта, 'Фиделио' Бетховена, 'Князь Игорь' Бородина, 'Проданная невеста' Сметаны и мн. др.); прелюдия, интродукция, вступление - небольшие пьесы не в сонатной форме, которые обобщённо раскрывают основную коллизию, идею оперы ('Пиковая дама' Чайковского, 'Кармен' Бизе, 'Хованщина' Мусоргского) или непосредственно вводят в обстановку 1-го акта (симфонические прологи Р. Вагнера); У. в форме попурри - ряда следующих друг за другом музыкальных номеров, зачастую объединённых по принципу контраста или возрастания темпа (оперы Дж. Россини, Л. Обера, а также многие оперетты).

Из У. к драматическим пьесам наиболее значительны У. Бетховена к 'Эгмонту' Гёте и 'Кориолану' Коллина, Балакирева к 'Королю Лиру' Шекспира, Мендельсона к комедии 'Сон в летнюю ночь' Шекспира.

В 19 в. видное место в симфонической музыке занимает концертная У. - самостоятельная оркестровая пьеса, большей частью программная ('Фингалова пещера', 'Прекрасная Мелузина' Мендельсона, 'Римский карнавал' Берлиоза, 'Моя родина' Дворжака). Наряду с У. драматическими ('Манфред' Шумана, У. - фантазия 'Ромео и Джульетта' Чайковского) и пейзажного характера ('Осенью' Грига) большое распространение получила торжественная У. ('Академическая' Брамса, '1812 год' Чайковского, 'Торжественная' Глазунова, Глиэра, увертюры Мясковского, 'Праздничная' Шостаковича, 'Приветственная увертюра' А. И. Хачатуряна и др.). Классический тип У. на народные темы создал М. И. Глинка. Традиции его У. 'Ночь в Мадриде' и 'Арагонская хота' продолжили М. А. Балакирев в 'Увертюре на 3 русские народные песни', С. И. Танеев в 'Увертюре на русскую тему' ('Про татарский полон') и многие советские композиторы. У. к драматической пьесе и концертная У. явились непосредственными предшественниками симфонической поэмы.

Лит.: Асафьев Б., О французской классической увертюре и, в особенности, об увертюрах Керубини, в его кн.: Глинка, 2 изд., М. - Л., 1950; его же, Увертюра 'Руслан и Людмила' Глинки, в кн.: Избр. труды, т. 1, М., 1952; Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952, с. 290-95; Попова Т., Увертюра, 2 изд., М., 1960; Riemann Н., Die franzosische Ouverture zu Anfang des 18 . Jahrhunderts, Lpz., 1899; Botstiber Н., Geschichte der Ouverture und der freien Orchesterformen, Lpz., 1913.

И. Э. Манукян.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.