(франц. roman, нем. Roman), разновидность эпоса как рода литературы, один из больших по объёму эпических жанров, который имеет содержательные отличия от другого такого же жанра - национально-исторической (героической) эпопеи, активно развивается в западноевропейских литературах с эпохи Возрождения, а в новое время получает господствующую значение в мировой литературе. Сначала Р. называли повествовательные произведения, созданные на каком-либо романском языке, в отличие от других, написанных на латыни - литературном языке средневековья. Позднее, когда появились английский и немецкий Р., старое значение термина забылось, и он получил современное значение, но в разных странах неодинаковое. Так, в Англии Р. (romances) называют только те из них, в которых изображаются необычайные приключения, а социально-бытовые Р. называются novels. Преобладающая форма Р. - прозаическая, но издавна создаются и Р. в стихах.
В отличие от эпопеи с её интересом к становлению общества - к событиям и положительным героям национально-историческое значения, Р. проявляет интерес к становлению социального характера отдельной личности в её собственной жизни и в её внешних и внутренних столкновениях со средой. Как новый жанр Р. исторически возникает и развивается тогда, когда в феодальном обществе с его строгой системой авторитарных норм - религиозных, сословных, корпоративных - начинают складываться условия для моральной свободы отдельной личности, для развития её самосознания и самоутверждения, для идейно-нравственного отрицания ею старых общезначимых норм. Процесс быстрого развития личного начала, происходивший в сознании разных слоев общества, был важен не только для появления в самой жизни новых типов людей, действующих в своих интересах, но и для формирования нового, 'гуманистического' миросозерцания.
В Европе несколько Р. было создано ещё в позднюю пору (1-4 вв.) жизни античного общества (так называемый античный любовный Р., например 'Эфиопика' Гелиодора ) , но настоящее развитие Р. началось только на подступах к западноевропейскому Возрождению , прежде всего - во французской литературе
12 в., откликавшейся на возникновение нового, 'куртуазного' идеала - устремлённости рыцаря к утончённым нравственно-эстетическим переживаниям, которые особенно сильно проявлялись в любви к 'прекрасной даме', избраннице сердца, и были ярким выражением 'личностного начала', дотоле ещё не развитого в жизни рыцарства (см. Куртуазная литература ) . Это привело к созданию многочисленных рыцарских романов (стихотворных и прозаических), в которых герой-рыцарь совершал невероятные, подчас фантастические подвиги не во имя родины, родового или вассального долга, как в героическом эпосе, а ради собственной славы и преданности своей возлюбленной.
Позднее, с 16-17 вв., 'романические' интересы стали возникать у писателей из демократических слоев общества; сначала в испанской, а затем в древних западноевропейских литературах появились приключенческие Р., главными героями которых были активные выходцы из социальных низов; благодаря напористости, изворотливости, плутовству, испытывая то удачи, то поражения, они втирались в высшие слои уже клонившегося к упадку феодального общества, добиваясь там высокого положения. В лучших из таких авантюрно-плутовских Р. (например, 'Похождения Жиль Блаза' А. Р. Лесажа ) писатели по ходу приключений героя давали широкие картины нравов различных социальных слоев.
Оба вида Р. имели нечто общее в построении сюжетов . Приключения рыцарей или 'плутов' заключались в их столкновениях с различными, часто случайными опасностями в разных местах; сюжет произведения был лишён 'единства действия' и строился как цепочка эпизодов, связанных между собой только единством главного героя и временной последовательностью. А по своеобразию художественного мышления тех времён герой обычно выходил невредимым из самых страшных столкновений, и конечная развязка конфликтов обычно была благополучной.
Ещё в начале 17 в. (закат Возрождения) было создано приключенческое произведение, объединившее мотивы плутовского, пасторального и рыцарского Р., - 'Дон Кихот' Сервантеса. Возникнув из стремления пародировать эпигонов рыцарского Р., оно претворилось в великий Р., предваривший историю европейской романистики нового времени, благодаря, в частности, не умирающей и в последующие века 'донкихотской ситуации' (противостояние субъективно героической человеческой натуры и прозы жизни).
Приключенческий Р. разных видов возникал и развивался в ту историческую эпоху, когда в обществе ещё не созрели социальные силы, которые могли бы идеологически противостоять его старым устоям. Когда же - на подступах к буржуазным революциям - такие идейные антагонизмы стали возникать, они сказались на дальнейшем развитии жанра. Тогда писатели с разными общественными идеалами стали интересоваться таким становлением характеров отдельных личностей, которое возникало и развивалось в их внутренних, идейных противоречиях с обществом. Тогда на смену приключенческому Р. постепенно пришёл Р., в сюжете которого развивался единый конфликт - или между главными героями, занимающими разные жизненные позиции, или между героем и окружающей его социальной средой.
Первыми авторами Р. нового типа были английские и французские сентименталисты середины 18 в. Так, в 'Юлии, или Новой Элоизе' (1761) Ж. Ж. Руссо весь сюжет построен на одном конфликте: чувствительная любовь аристократки Юлии и бедного учителя Сен-Пре раскрывает не только глубину их переживаний, но и их внутренний протест против бездушных моральных норм и нравов господствующего дворянского сословия. В 19 в. все крупные романисты, одни сразу (О. Бальзак, Стендаль), другие постепенно (В. Скотт, Ч. Диккенс), усвоили эту новую форму Р., соответствующую его новому содержанию, и она стала господствующей.
В России приключенческие Р. возникли в безымянной литературе конца 17 - начале 18 вв. ('Повесть о Василии Кориотском' и др.), а затем создавались низовыми демократическими писателями вплоть до 'пушкинской' эпохи (М. Д. Чулков, А. Е. Измайлов и др.). Первым русским Р. нового типа был 'Евгений Онегин' А. С. Пушкина; на его традицию опирались многие романисты 19 в.
(М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и др.).
Р. нового типа, основанные на более принципиальных идейных позициях авторов, а часто и героев, отличались развитием проблематики и вширь и вглубь. Показывая становление характеров героев в сложных конфликтных взаимодействиях, многие авторы прослеживали и формирование, и изменение этих характеров в определённых национально-исторических условиях и потому охватывали повествованием очень широкие сферы общественной жизни изображаемых эпох и стран - их гражданские, духовные, бытовые отношения и нравы ('Евгений Онегин' Пушкина, 'Отец Горио' Бальзака, 'Тяжёлые времена' Диккенса). Такие Р. нередко бывали разветвленными, многолинейными по сюжету и монументальными по объёму ('Утраченные иллюзии' Бальзака, 'Холодный дом' Диккенса, 'Анна Каренина'
Л. Н. Толстого, 'Братья Карамазовы' Ф. М. Достоевского), а иногда даже объединялись в циклы (в 'Человеческой комедии' Бальзака, 'Ругон-Маккарах' Э. Золя). А вместе с тем авторы таких Р. проявляли ту или иную степень историзма художественного мышления и на этой основе приходили (часто стихийно) к раскрытию обусловленности изображаемых характеров обстоятельствами общественной жизни. Тем самым они приходили к реализму , вскрывавшему глубокие противоречия социальной жизни, к реализму критическому, обычно приводившему даже тех героев, позициям которых сочувствовал автор, к неудачам и поражениям. И Р. эти были по преимуществу драматичными или даже трагичными в своих конфликтах и особенно в развязках ('Герой нашего времени' Лермонтова, 'Мадам Бовари' Г. Флобера, 'Идиот' Достоевского). Некоторые романисты, обладавшие очень активными нравственными идеалами (Толстой, Достоевский), глубоко раскрыли духовную и психологическую противоречивость сущности человека. 19 в. стал классической стадией развития жанра.
В 20 в. традицию социально-бытового, нередко вместе с тем и психологического Р. 'критического' реализма продолжают многие писатели (Дж. Голсуорси, А. Франс, Р. Роллан, Р. Тагор, Т. Манн, А. Моравиа, Г. Грин, Э. Хемингуэй, Г. Белль, У. Фолкнер и др.). В то же время в развитии жанра наметились две новые и противоположные тенденции. С одной стороны, кризис идеологического сознания буржуазного общества проявился в утере ориентации на объективные процессы и закономерности общественной жизни, в резком усилении субъективности и индивидуалистичности миросозерцания. Захваченные им романисты отходили от реализма и сосредоточивались на субъективном 'потоке сознания' героев, на анализе их эмоциональных впечатлений от жизни, не пронизанном общей идейной концепцией и часто переходящем в психологический 'натурализм'. Так возник в мировой литературе 20 в. модернистский Р. (А. Белый, М. Пруст, Дж. Джойс, Ф. Кафка и др.; см. также 'Новый роман' ).
С другой стороны, в России, затем в СССР и позже в других странах в их социалистических литературах, выражающих революционное конкретно-историческое миропонимание, создавались Р., продолжавшие демократические традиции реализма 19 в. Они изображали процесс усвоения нового мировоззрения гражданско-активной частью рабоче-крестьянских масс и демократической интеллигенции и вместе с тем процесс их участия в революционном движении, в гражданской борьбе, в строительстве и защите нового общества. В основном это - Р. на темы борьбы и труда, социально-политические по своей проблематике и конфликтам, героические или романтико-героические по своему пафосу, критически утверждающие жизнь, созданные на основе принципов социалистического реализма . В собственно жанровом плане они заключают в себе новое свойство: в них, как и в Р. 19 в., характеры осознаются в их развитии, но развитие это происходит на основе действенного участия героев в революционном становлении нового общества. Такие Р. бывают и не очень велики по сюжетному объёму ('Мать' М. Горького, 'Разгром' А. А. Фадеева, 'Как закалялась сталь' Н. А. Островского), но часто в связи с особенностями своего содержания достигают монументальных масштабов сюжетного развития, являются романами-эпопеями нового типа. В многонациональной советской литературе роман-эпопею представляют такие произведения, как 'Тихий Дон' М. А. Шолохова, 'Хождение по мукам' А. Н. Толстого, 'Живые и мёртвые' К. Симонова, 'Кровь людская - не водица' М. А. Стельмаха, 'Просвет в тучах' А. М. Упита, 'Путь Абая' М. Ауэзова и др.; в зарубежных социалистических литературах - 'Мёртвые остаются молодыми' А. Зегерс, 'Коммунисты' Л. Арагона, 'Хвала и слава' Я. Ивашкевича.
Лит. : Веселовский А. Н., История или теория романа-, Избр. статьи, Л., 1939; Грифцов Б. А., Теория романа, М., 1927; Фокс Р., Роман и народ, пер. с англ., М., 1960; Деке П., Семь веков романа, пер. с франц., М., 1962; Кожинов В. В., Происхождение романа, М., 1963; Мотылева Т. Л., Зарубежный роман сегодня, М., 1966; Левидова И., Роман - в центре споров, 'Вопросы литературы', 1967, | 5; Бахтин М. М., Эпос и роман, 'Вопросы литературы', 1970, | 1; Поспелов Г. Н., Романические жанры в эпосе, в его кн.: Проблемы исторического развития литературы, М., 1972; Судьбы романа, Сб. ст., М,, 1975; Kayser W., Entstehung und Krise des modernen Romans, Darmstadt, 1965; Stevick Ph., The theory of novel, N. Y., 1967; Bourneuf R., Ouellet R., L'univers du roman, P., 1972; Hilliebrand B., Theorie des Romans, Bd 1-2, Munch., 1972 (лит.).
Г. Н. Поспелов.