Значение РОЛЛАН РОМЕН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

РОЛЛАН РОМЕН

(Rolland) Ромен (29.1.1866, Кламси, - 30.12.1944, Везле), французский писатель, общественный деятель, учёный-музыковед. Родился в семье нотариуса. Получил гуманитарное образование в Высшей нормальной школе в Париже.

В 1895 защитил в Сорбонне диссертацию 'Происхождение современного оперного театра. История оперы в Европе до Люлли и Скарлатти'. С 1897 профессор (курс истории музыки) Нормальной школы, в 1902-12 - Сорбонны, по заданию которой организовал и возглавил музыкальную секцию Школы высших социальных наук. Совместно с Ж. Комбарьё, П. Обри и другими основал журнал 'Ревю д'истуар э критик мюзикаль' ('Revue d'histoire et critique musicale', 1901). Автор исследований по истории музыки, монографий, статей. Уже в ранних драмах 'Святой Людовик' (1897), 'Аэрт' (1898) сказалось своеобразие Р.-художника: острота нравственной проблематики, тяготение к деятельным героическим характерам. Его идейно-эстетическая позиция обоснована в книге 'Народный театр' (1903). В конце 90-х гг. Р. начал работу над циклом драм о Великой французской революции: 'Волки', 'Торжество разума', 'Дантон', 'Четырнадцатое июля' (1898-1902).

Очерк Р. о Л. Бетховене (1903) открыл серию биографий великих людей - творцов искусства. В 1907 появилась 'Жизнь Микеланджело', в 1911 - 'Жизнь Толстого'. Р. ещё в студенческие годы писал Л. Н. Толстому и получил от него ответ; русский писатель, по признанию самого Р., оказал на него серьёзное влияние. Поиски широкой эпической формы в духе 'Войны и мира', отзвуки мыслей Толстого о художественном творчестве как подвижнической деятельности на благо людям - всё это сказалось в 10-томном романе-эпопее Р., принёсшем ему мировую славу, - 'Жан-Кристоф' (1904-12). В образе немецкого музыканта - новатора и бунтаря - нашли отражение черты личности Бетховена. Р. воплотил здесь свою мечту о творческом гении, формирующемся в борьбе с деспотизмом властей, продажным миром буржуазии и его болезненно рафинированным искусством. Произведение насыщено страстной публицистикой. В эпопее раскрывается духовная биография героя, прослеженная с большим богатством психологического анализа, проникновением в тайны творческого процесса; фоном является панорама Европы. Предсказывая близкую мировую войну, Р. противопоставляет ей идею братства народов.

Проблемы, живо занимавшие Р., - судьбы культуры, искусства в исторически переломную эпоху, взаимоотношения 'мысли и действия', творческой личности и народа - ставятся снова и на новый лад в повести 'Кола Брюньон' (закончена в 1914, опубл. 1918), написанной в манере фольклорной стилизации красочной и живой ритмической прозой. Действие происходит в Бургундии в начале 17 в. Герой, непокорный и насмешливый Кола Брюньон, - живое воплощение народного духа.

1-я мировая война 1914-18 застала Р. в Швейцарии. С августа 1914 он стал систематически выступать в печати как антивоенный публицист. Его статьи объединены в сборниках 'Над схваткой' (1915) и 'Предтечи' (1919). Р. апеллировал к разуму и совести 'убиваемых народов', обличал капиталистических магнатов как виновников всемирного побоища, не призывая, однако, к революционному действию. Антивоенные воззрения Р. по-разному преломились в драматической сатире 'Лилюли' (1919) и в лирической повести 'Пьер и Люс' (1920). В романе 'Клерамбо' (1920) отразились искания западноевропейской интеллигенции, возмущённой империалистическим варварством и трагически оторванной от народа.

Р. приветствовал Февральскую революцию 1917 в России. Великую Октябрьскую социалистическую революцию он воспринял как событие громадного международного значения, но долгое время отвергал диктатуру пролетариата и революционные методы борьбы с эксплуататорами. Такой позиции придерживался Р. и в 20-е гг. Его драмы о Французской революции - 'Игра любви и смерти' (1925), 'Вербное воскресенье' (1926), 'Леониды' (1927), утверждая величие революции, выдвигали на первый план человеческие трагедии и жертвы. В поисках ненасильственных форм общественного действия Р. обратился к опыту индийского народа и его религиозно-нравственным учениям (книги о Махатме Ганди, Рамакришне, Вивекананде). Вместе с тем он продолжал внимательно следить за ходом развития СССР, дружески переписывался с М. Горьким, выступал против антисоветских кампаний и военных приготовлений империалистической буржуазии. Постепенно, не без трудностей и колебаний, осуществлялся перелом во взглядах Р., выразившийся в его статьях 'Прощание с прошлым' (1931), 'Ленин. Искусство и действие' (1934), сборниках публицистических статей 'Пятнадцать лет борьбы' и 'Мир через революцию' (оба 1935). Вместе с А. Барбюсом Р. участвовал в подготовке конгрессов против войны и фашизма, стал одним из идейных вдохновителей международного антифашистского фронта. В 1935 Р. побывал в СССР по приглашению М. Горького.

Основное художественное произведение Р. после 1-й мировой войны - роман 'Очарованная душа' (1922-33). В истории идейного развития героини романа Аннеты Ривьер и её сына Марка отражены типические процессы духовной жизни передовой европейской интеллигенции, путь от индивидуалистического бунта или единичных актов гуманности к участию в организованной борьбе масс против сил старого мира. Роман предостерегает человечество об опасности фашизма. Смерть Марка, погибшего в уличной схватке с итальянским фашистом, вызывает в Аннете резкий душевный перелом и приводит её в ряды борцов. Герои романа не раз обращаются в своих спорах и мыслях к опыту Советского Союза. В 1939 Р. закончил монументальную трагедию 'Робеспьер', т. о. завершив работу над циклом драм о Французской революции.

Картины гибели Робеспьера и его сподвижников освещены идеей величия, неистребимой силы освободительного движения человечества.

Годы 2-й мировой войны 1939-45 Р. провёл в Везле, в зоне оккупации, больной, оторванный от друзей. Законченные в это время автобиографические мемуарные произведения порой несут отпечаток тяжёлой подавленности. Однако Р. напряженно работал, рассматривая свой литературный труд как форму сопротивления оккупантам. Во время войны он завершил многотомный труд о Бетховене (цикл книг под общим название 'Бетховен. Великие творческие эпохи', опубл. 1928-45), потом - биографию Ш. Пеги (вышедшую после освобождения Франции, в декабре 1944).

Р. оставил значительный след в истории французской и мировой литературы. Рано осознав историческое своеобразие эпохи, он положил в основу своего творчества принцип героического деяния. В поисках и сомнениях Р. отразились объективные противоречия развития значительной части западной интеллигенции в эпоху перехода от капитализма к социализму. Встав на сторону Октябрьской революции, Р. дал поучительный пример западноевропейским деятелям культуры, помог им найти своё место в общественной жизни и борьбе. Новаторство Р. как художника тесно связано с идейной природой его творчества. Оригинальные черты художественной манеры Р. помогали ему поставить острые проблемы эпохи и передать драматический характер движения человечества к будущему. Нобелевская премия (1915).

Соч.: Cahiers Romain Rolland, v. 1-23, P., [1948-75]; Romain Rolland. Journal des annees de guerre, P., 1952; Textes politiques, sociaux et philosophiques choisis. P., 1970; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-20. Л., [1930]-1936; Собр. соч., т. 1-14, М., 1954-58; Соч., т. 1-9, М., 1974; Воспоминания, М., 1966.

Лит. : Горький М., [Статья], Собр. соч. в тридцати томах, т. 24, М., 1953; Луначарский А. В., [Статьи], Собр. соч., т. 4-5, М., 1964-65; Балахонов В. Е., Р. Роллан в 1914-1924 годы, Л., 1958; его же, Р. Роллан и его время ('Жан-Кристоф'), Л., 1968; его же, Р. Роллан и его время. Ранние годы, Л., 1972; Мотылева Т., Творчество Р. Роллана, М., 1959; её же, Р. Роллан, М., 1969; Дюшен И., 'Жан-Кристоф' Р. Роллана, М., 1966; 'Europe', 1926, | 38; 1955, | 109- 110; 1965, | 439-40; Cheval R., R. Rolland, l'Allemagne et la guerre, P., 1963; Barrère J.-B., R. Rolland par luimême, [P., 1968]; Perus J., R. Rolland et М. Gorki, P., 1968.

Т. Л. Мотылёва.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.