Значение слова ПЕГИ в Литературной энциклопедии

Что такое ПЕГИ

Шарль (писал также под псевдонимами Pierre Baudouin, Pierre Deloire) [Charles P?guy, 1873—1914] — французский публицист и поэт. Р. в Орлеане в семье ремесленников, отошедших от крестьянства. В начале своей лит-ой деятельности находился под влиянием социалистических идей — сотрудничал в «Revue socialiste» и «Revue blanche». Когда дело Дрейфуса [1898] раскололо Францию на два противоположных лагеря, П. был на стороне обвиняемого, но не понимал чисто политической стороны этого дела. В таком настроении П. начал [1900] своеобразное, нерегулярно-периодическое издание «Les cahiers de la quinzaine», каждый выпуск к-рого предоставлялся обычно какому-нибудь одному автору. В первые годы в журнале сотрудничал Р. Роллан. П. иногда снабжал публикуемые произведения предисловиями и комментариями, а чаще сам заполнял весь выпуск. В первые годы своего существования журнал выражал идеологию мелкой буржуазии, вытесняемой капитализмом, но по мере эволюции П. и «Cahiers», бывшие всегда его личным органом, меняли свою окраску. Около 1905 напряженность франко-германских отношений склоняет П. к национализму. Он написал ряд ярко шовинистических милитаристических статей («Notre patrie», 1905), восхвалял войну, а пацифизм называл проявлением современного лицемерия. Одновременно начиналось обращение П., всегда склонного к мистике и метафизике (Пеги-бергсонианец), к католицизму. Начиная с этого времени, П. становится центром, вокруг к-рого группируется вся реакционная националистическая часть французской буржуазии. В 1914 П. ушел на фронт добровольцем и погиб в первые же дни войны. П. крайне отрицательно относился к демократии и парламентаризму, проповедывал любовь к отечеству и военные доблести. Наравне с Барресом и Моррасом П. является одним из виднейших идеологов французского довоенного империализма; фашисты считают П. одним из своих предшественников; его имя возведено буржуазией в культ. Из стихов П. следует отметить: «Le myst?re de la charit? de Jeanne d’Arc» (1910; не смешивать с драмой П. «Jeanne d’Arc», 1897), «La tapisserie de Notre-Dame» [1913] и «E’ve» [1914]. Большей частью написанные в последний период жизни автора [1910—1914], они отражают его религиозные настроения. Но П. прежде всего публицист со своеобразным стилем, нервным, гибким, многословным, изобилующим отступлениями от темы и повторениями

488 отдельных слов и фраз на разные лады, местами глубоко лиричным. Библиография: I. Полное собр. сочин. П. выходит с 1916 в 15 тт.; русских переводов нет; Morceaux choisis (Prose), avec pr?f. de C. Lucas de Peslo?an, 10-e ?d., Paris, 1928. II. Литература о П. весьма обширна: Suar?s A., P?guy, P., 1915; Hal?vy D., Ch. P?guy et les «Cahiers de la quinzaine», P., 1918; Tharaud J. et J., Notre cher P?guy, 2 vv., P., 1926; Porch? Fr., Ch. P?guy et ses «Cahiers», P., 1914; Spitzer L., Zu Ch. P?guy’s Stil, в сб. «Vom Geiste neuer Literaturforschung. Festschrift f. O. Walzel», Wildpark, 1924; Berl E., Leur P?guy, «Monde», 1930, 28/VI. E. Гунст

Литературная энциклопедия.